Роль зрительных образов в жизни человека /  TKrasovskaya
09.01.2009 14:14:00

Состояния системы, когда реализуется только один из множества вариантов, в квантовой механике называют смешанными, или смесью. Смешанные состояния являются по сути классическими – система может быть с определённой вероятностью обнаружена в одном из состояний, но не в нескольких состояниях сразу.
Однако известно, что в природе имеет место и совершенно другая ситуация, когда объект находится в нескольких состояниях одновременно. Иными словами, происходит наложение двух или большего числа состояний друг на друга без какого-либо взаимного влияния.
И эксперимент показывает, что наблюдается сумма этих состояний! В таком случае говорят о суперпозиции состояний, или о чисто-квантовом состоянии.

Михаил Заречный «Квантово-мистическая картина мира. Структура реальности и путь человека»

Сейчас мы знаем, что самая важная информация передаётся через зрительные образы, поэтому наши сны, видения, картины говорят правду о нас самих. Например, глядя на выбранное художественное произведение, мы можем узнать, как мы на самом деле относимся к жизни, к возможности её изменения, каким представляем своё положение. Воображение считают языком подсознания и одновременно каналом, с помощью которого оно получает возможность общаться с сознанием. Чтобы общаться с окружающими людьми, нам нужно знать язык страны, в которой происходит это общение. Точно так же, чтобы предпринять путешествие в неведомую страну внутреннего «Я», чтобы узнать правду о самих себе, мы должны выучить язык снов, искусства, религии, мифов. Всегда было много книг, с помощью которых можно изучить язык любой страны, а сегодня на полках книжных магазинов мы можем найти книги, которые помогут нам изучить язык зрительных образов.
В Древнегреческих мифах говорится о путешествии героев к своему подсознанию. Один из мифов о герое Тезее повествует о том, как Тезей убил чудовище Минотавра. Исполнить это было не легко, потому что Минотавр обладал необычайной силой; кроме того, царь Минос, не желая выставлять его на показ, держал Минотавра в Лабиринте, построенном Дедалом: когда кто-нибудь из смертных попадал туда, не мог уже выйти из него, до того запутаны были там все входы и выходы. Тезей, сознавая всю опасность предприятия, отправился перед отъездом за советом к оракулу Аполлона, который, в свою очередь, посоветовал ему прибегнуть к покровительству Афродиты. Эта богиня внушила Ариадне, дочери Миноса, любовь к прекрасному герою. Она дала ему клубок ниток; конец ниток оставался у неё в руках, для того чтобы он мог потом, по этой путеводной нити, найти выход из Лабиринта. Так Тезей победил Минотавра. В благодарность за своё избавление он выстроил богам храм в Трезене.
В победу Тезея над Минотавром учёные разных стран и времён вкладывали разный смысл. Я считаю, что это было смелое путешествие героя к своему подсознанию, где спрятаны все страхи и враждебность. Победа над чудовищем – это символ освобождения от них. Путешествие к своему подсознанию совершается не по ровной укатанной дороге. Эту сумму большого числа несвязанных между собой состояний древние греки выразили в виде символа Лабиринта, который не выставляется на показ, тщательно оберегается. Тезею в те далёкие времена помогла в этом путешествии Ариадна, её любовь. Сегодня с помощью самопознания можно это путешествие совершить самостоятельно. Думаю, что оракул Аполлона и сегодня бы дал тот же совет: любовь к себе, людям, к жизни.
Только одного знания языка недостаточно, нужен опыт общения. Изучая язык снов, искусства, религии, мифов, мы приобретаем опыт общения со своей душой, развиваем интуицию, т.е. получаем сумму большого числа несвязанных между собой состояний, которые на самом деле оказываются производными одного целого и увязываются в одном источнике – чисто-квантовом состоянии. Интуиция позволяет подойти к миру с позиции целого, с позиции одного интернационального языка. Художественное творчество – это способ расшифровать, осознать, раскрыть наличие в себе кода интуитивного познания.
Фиксация непроговариваемых, нерациональных сторон творческого акта как бы сама собой снимала вопрос о выявлении неких формул и алгоритмов в художественном творчестве. Действительно, по самому своему определению творчество – это создание того, что ещё не существовало, в этом смысле любой творческий акт не может быть измерен критериями, сложившимися в культуре до него, любое творческое действие находится в оппозиции к нормативности, противостоит адаптированным формам деятельности. Откуда происходит творческий импульс, разбивающий прежние правила, коды, приёмы, рождающий новое художественное озарение? Творческий акт никогда целиком не детерминирован извне. Вместе с тем он не может быть полностью сведён только к реализации «чувства формы», живущего в душе художника. Ни объективные, ни субъективные предпосылки, взятые сами по себе, не могут служить объяснением творческой продуктивности, которая живёт в душе художника.
Явно или неявно, но все формы творческой активности художника в конечном итоге подчинены целям одного типа – созданию произведения искусства (зрительного образа), предвосхищением возможных действий, которые призваны привести к этому результату. Мотивация деятельности художника выступает как сложная динамичная самоподкрепляющаяся система.
Мотивы творчества, которые так или иначе провоцируют действие интенции художника, по существу не наблюдаемы. Известный германский психолог Х.Хекхаузен истолковывает интенцию как своего рода намерение, вписанное в природу самого творца, несущее на себе отпечаток особой окрашенности его таланта. Мотив в этом случае можно описать через такие понятия как потребность, побуждение, склонность, влечение, стремление и т.д. Отсюда творческий процесс оказывается мотивированным даже в тех случаях, когда не сопровождается сознательным намерением художника. Уже внутри творческой интенции живёт нечто, что позволяет выбирать между различными вариантами художественного творения, не апеллируя к сознанию, нечто, что запускает творческое действие, направляет, регулирует и доводит до конца.
Я считаю, что с развитием квантовой механики появилась возможность научно обосновать мотивы творчества. Я поставила перед собой задачу описать мотивы создания зрительных образов с помощью положений квантовой механики.
Сравним путешествие к себе с ездой на автомобиле. Автомобиль чаще всего символизирует наше физическое тело или собственное «Я». Для того чтобы совершить путешествие на автомобиле, необходимо намерение. Для того чтобы совершить путешествие к себе, нужно тоже намерение.
Намерение в сочетании с творчеством – это чрезвычайно мощная комбинация. Поскольку намерение – продукт сознательной деятельности, оно ставит определённую цель для творческой деятельности. Цель познать себя, чтобы идти по своему пути, формирует намерение раскрыть и развить палитру своей души, а это укрепляет решимость творческого общения со своей душой.
Обратимся к опыту Леонардо да Винчи, знаменитого художника эпохи Возрождения. Творческое самовыражение художника – это его путь к самому себе. Открытие великого мастера заключается в том, что абстрактные зрительные образы позволяют проникнуть в подсознание и использовать его возможности для творческого самовыражения и самопознания. В причудливых линиях и формах испещрённой пятнами и трещинами старой стены художник видел горные ландшафты с реками, скалами и деревьями, фантастические сценки со странными фигурами и лицами. Беспорядочные линии Леонардо да Винчи сравнивал с игрой колоколов, в перезвоне которых каждый может услышать то, что хочет.
Зрительные образы всегда были важнейшим средством общения и во многих культурах предшествовали письменности. Иероглифы Древнего Египта, шумерские клинописные таблицы, письменность современной Азии – всё это примеры использования образов в качестве языка. Видимо, наши предки были настолько близки к целостности, что могли улавливать этот язык. Верно и обратное: люди, которые развивали внутреннюю гармонию, снова обретали этот язык.
Для того чтобы сесть за руль и отправиться в путешествие, необходимо выучить символы на дорожных знаках и указателях. Во время путешествия к себе появляющиеся образы раскроют ваши внутренние конфликты и подскажут выход. Вот, несколько примеров неполадок в машине: неисправные тормоза говорят о том, что вам следует притормозить в своей жизни; если двигатель вашей машины перегревается, спросите себя, не слишком ли быстро вы несётесь по жизни?
У каждого из нас есть своя история. В образах, которые мы создаём или выбираем, отражаются наши переживания и вся наша жизнь. Иногда потратив немного времени, а подчас и годы, чтобы вслушаться в истории, которые они рассказывают, мы сможем изменить свою жизнь.
Зрительные образы, в отличие от письменного языка, не подчиняются правилам грамматики и синтаксиса, поэтому их послания не всегда можно назвать предельно ясными. Образы передают идеи и эмоции скорее метафорически, чем буквально. Их смысл открывается только тогда, когда мы воспринимаем их в качестве метафор и символов. Их глубина открывается только тогда, когда мы готовы осознать эту глубину.
Образы не только метафоричны, но и символичны. Зрительные символы существовали во всех культурах, начиная с наскальной живописи эпохи палеолита и заканчивая современными цивилизациями. Они широко распространены в искусстве, мифах, ритуалах и содержат целый спектр особых межкультурных и вневременных значений. Юнг заметил, что символы могут обладать значениями, которые не осознаются человеком, но привлекают его интерес и призывают понять их. Символы наших снов, спонтанного творчества или выбранных нами картин могут выражать нечто неизвестное нам или подавляемое, не достигающее сознания.
Во время путешествия на автомобиле вам встречаются различные дорожные указатели. Вначале вы их замечаете далеко впереди автомобиля, затем видите рядом с вашим автомобилем, а потом теряете из виду. Так же и у символов есть своя собственная жизнь, имеющая свою продолжительность и определённые этапы: рождение (возникновение или создание), рост (расширение, распространение и изменение), исчезновение (потеря интереса к этому символу или появление нового). Но если дорожный символ несёт конкретную информацию, то символы подсознания – это то, что мы должны сами наполнить содержанием, и можем сделать это, только привлекая все ресурсы души и творчества. Символы могут быть как в виде образов, так и слов. Мы проявляем символ, но символ проявляет нас.
Создавая или выбирая образы, мы приглашаем в свою жизнь символы. Мы можем постигать смысл этих символов с помощью описания или особых способов творческого выражения, которые расширяют их значение. За время работы с символом он может изменяться до неузнаваемости и удивить нас разнообразием своих значений, которые тоже меняются со временем, и сегодня они не такие, какими мы будем воспринимать их через месяц или через год. Иногда символы подсказывают направление, прежде чем мы догадаемся, что уже в пути. Пытаясь понять, что стоит за символом, мы, как правило, обходим стороной более глубокую способность образов облекать в плоть нашу внутреннюю мудрость и давать благополучие. Образы подобны живым существам, они приходят из особого мира, где свои законы, сочетающиеся с творческим процессом, и отражают правду самовыражения.
Для того чтобы автомобилю тронуться с места, набрать скорость, совершить путешествие нужна энергия, бензин в баке. Автомобили различаются не только образами своих форм, но и мощностью двигателей, потребляющих различное количество бензина. Для того чтобы нам совершить любую работу, в том числе и познание самого себя, тоже нужна энергия. Могу предположить, что каждый человек обладает таким запасом энергии, который необходим ему для того, чтобы совершить своё путешествие. У каждого из нас свой путь, а значит и свой резервуар для хранения психической энергии. Образно: своя форма, свой двигатель. Автомобиль заправляют на заправочной станции, а откуда берётся психическая энергия, необходимая человеку для совершения работы?
Согласно Фрейду, вся психическая энергия образуется из инстинктов. Местонахождение инстинктов он назвал словом Ид (Оно). Поскольку инстинкты составляют всё количество психической энергии, Оно считается резервуаром психической энергии. Из этих запасов энергия извлекается для создания Я (эго) и сверх-Я (супер-эго). Они образованы энергией Оно, которая их питает. Я имеет дело с внешним миром и направляет энергию к достижимым целям. Сверх-Я обеспечивает социальное и моральное направление энергии. Когда личность здорова, она находится в равновесии. Задача Оно состоит в том, чтобы отдать свою энергию, освободиться от напряжения и вернуться в состояние покоя. Оно не имеет контактов с «реальным» миром и не делает различия между субъективными и объективными явлениями. Когда возникает напряжение, Оно использует свою энергию для создания образов, например, снов. Для Оно образ столь же объективен и приносит в данный момент то же удовлетворение, что и внешний объект. Оно не меняется: его нельзя изменить за счёт приобретения опыта, потому что оно не имеет контактов с внешним миром.
Согласно Юнгу, развитие – это процесс превращения энергии и направления её по каналам. Поскольку, согласно представлениям Юнга, энергию нельзя «заставить» двигаться и изменяться, должен быть какой-то способ осуществления этих изменений. Зрительный образ, который спонтанно создаётся бессознательным, обеспечивает силу, привлекающую психическую энергию. «Символ» облегчает преобразование энергии и направляет нас на получение желаемого или новой, значимой для нас информации.
Психическое развитие не может быть достигнуто только за счёт намерения и воли, оно нуждается в привлечении символов. Но формирование символов произойти не может, пока разум не задержится достаточно долго на элементарных фактах, т.е. можно сказать, пока внутренняя или внешняя потребности жизненного процесса не станут причиной преобразования энергии.
Таким образом, для того чтобы совершить путешествие в определённом направлении, нужно намерение, автомобиль необходимой мощности, ресурсы для приобретения этого автомобиля и бензина. Для того чтобы достичь цели, как в реальной жизни, так и в психическом развитии, необходимо задать образ, привлечь символ.
Выходит, потребности жизненного процесса как бы «вырывают» «объект из совокупности неопределённых квантовых состояний и переводят его в проявленное, наблюдаемое, классическое состояние». То есть потребности переводят потенциальные (квантовые) состояния в фактически существующие.
К увеличению напряжения может привести давление, идущее изнутри самой психе. Психе тоже можно рассматривать как относительно замкнутую систему, в которой преобразование энергии ведёт к уравниванию отличий.
Чем больше напряжение между парами противоположностей, тем больше будет исходящая из них энергия; чем больше энергия, тем сильнее будет притягательная сила. Эту идею психического напряжения и объединения противоположностей Юнг будет развивать до конца своей деятельности.
Сильная привязанность к симптому (символу) – может быть заменена лишь столь же сильной привязанностью к другому интересу (символу), вот почему без такой замены никогда не происходит освобождение либидо от симптома. Поэтому древние греки выразили путь по дороге подсознания через образ Лабиринта. Если замена содержит меньшее количество энергии, то часть энергии должна быть найдена где-то в другом месте – если не в сознательном разуме, то в создании бессознательных фантазий.
В абстрактном виде символы – это доминирующие представления. Они есть проявление и выражение избыточного либидо. В то же время они служат средством для перехода к новым действиям, которые называют культурными, чтобы отличить их от инстинктивных функций, следующих своему обычному пути в соответствии с законами природы. Юнг утверждал, что многие из образов бессознательного благодаря их высокому энергетическому заряду обожествляются. Выбирая тот или иной образ, символ, найдите реальное и религиозное его значение, определите его энергетический потенциал.
Если на автомобиле вы можете выехать из пункта А и приехать в пункт В, то что является целью путешествия к самому себе? Самость – целительный символ целостности, а именно целостность на самом деле является её энергетической или психологической целью.
Рассказывают, что Гюго в свободные минуты всегда что-то торопливо рисовал: даже во время завтрака, даже во время утреннего туалета. При этом в дело шло всё, что попадало под руку и могло белить, чернить или красить: кофе, молоко, уголь, зубная паста, пепел. Таким способом он проникал в подсознание и использовал его для творческого самовыражения и самопознания. Поиски Гюго-писателя и Гюго-художника взаимосвязаны, иначе и не могло быть. Он был охвачен мыслью о сосуществовании и о вечной борьбе противоположностей, которая должна была, по его мнению, привести к примирению этих противоположностей, и каждый обязан был ускорить это примирение.
Принципу полярности подчинены все жизненные процессы четырёх царств природы (минерального, растительного, животного и человека). Принципы полярности относятся и к взаимному существованию в пределах человеческого общества.
Это понятие полярности существует во всех мировоззренческих и философских учениях. Полярность обеспечивает жизнь всего сущего на планете, формируя два главных процесса: созидание и разрушение, без которого немыслима жизнь.
Для того чтобы понять механизм взаимодействия полярности как двух сил, упорядоченных в единое целое, можно привести в качестве примера систему ритмических процессов, имеющих большое значение для человека, как, например, дыхание и сердечная деятельность. Жизнь равнозначна этим двум процессам. Любое нарушение ритмических процессов в организме может привести к поломке всей системы в зависимости от серьёзности этих нарушений.
Для понятия полярности, как двух сил, которые реализуют себя только благодаря наличию антагонизма, китайские мыслители употребляют понятие Инь-Ян, а символом, отражающим их совместное существование, является Монада.
Здесь следует помнить, что для древнекитайских мыслителей понятие «противоположность» означает не категорию, которая может существовать или быть реализована самостоятельно, а принцип, обеспечивающий единство. Смена полюсов и наличие одной полярности в другой весьма выразительно отражены в Монаде.
Благодаря силам, которые действуют между принципами Инь-Ян, возникает их взаимодействие, реализующее определённые цели и задачи, которые не в состоянии решить каждый из них в отдельности. Следовательно, ни один процесс во Вселенной не может существовать без этих двух взаимодополняющих и вместе с тем антагонистических начал. Ритмы, обеспечивающие полярностям возможность обмена, движения и превращения, являются выражением духа.
Рождение и смерть, согласно принципам Инь-Ян, составляют два полюса жизни, существование которых немыслимо друг без друга. Поддержание их баланса заключается в гармонии воссоздающих и разрушающих процессов, а также в регулировании их динамики и движения.
Человека можно сравнить с замкнутым сосудом, в котором находятся разум, душа и дух. Разум и душа – это два антагониста, они вечно борются друг с другом.
Разум содержит все знания и жизненный опыт. Высшая цель разума – это стремление к абсолютному порядку. Его задача – сберечь жизнь любым способом, упорядочить и сохранить информацию и опыт. Разум сопротивляется всему новому, стремится сберечь в нетронутом виде то, что уже когда-то принял на хранение. Гипертрофированный разум приводит к остановке всех движений, т.е. к смерти. Он хранит целостность практики и устраняет хаос, который создаёт беспорядочная душа.
Душа строит воздушные замки, готова сжечь себя во имя любви. Ради любви она готова разрушить всё, что охраняется разумом. Она вечно оторвана от земли, живёт чувствами, а разум – расчётом и логикой. Душа импульсивна и беспорядочна. Там живут нежность, доброта, творчество, мечта. Высшее состояние души – это стремление к абсолютной любви. Это вечное созидание, движение, творение. Но чрезмерное ускорение всех этих действий приведёт к распаду, хаосу, смерти.
Разум и душа друг без друга погибнут.
Дух – это третья сила, возникающая от антагонизма души и разума. Он сдерживает и гармонизирует их. Дух живёт познанием. Дух чахнет, когда познание жизни прекращается. Высшая цель духа – познать абсолютную истину. Гибель души или разума приводит к гибели духа.
Единство трёх сил поддерживает в человеке жизнь. Их задача – находиться в равновесии.
Разуму удобно иметь дело с классическими состояниями системы, где ценится расчёт, логика, порядок. Душа живёт, паря и любя, когда она находится сразу в нескольких состояниях одновременно, т.е. в суперпозиции состояний или в чисто-квантовом состоянии. «Речь идёт о квантовой суперпозиции, то есть о суперпозиции состояний, которые не могут быть реализованы одновременно с классической точки зрения». Именно дух объединяет и гармонизирует всю систему, позволяет совершить переход от классического состояния к чисто-квантовому состоянию и наоборот, рождая пространство и время, необходимые для развития разума и души.
Итак, чтобы совершить грандиозное путешествие на своём автомобиле, вы развернёте карту, изучите свой маршрут. Вы узнаете о нём много или познакомитесь только в общих чертах. В своей поездке вы реализуете один из множества вариантов путешествий.
Карту коллективного бессознательного я бы выразила через образ суммы большого числа несвязанных между собой состояний, которые на самом деле оказываются производными одного целого и увязываются в одном источнике – чисто-квантовом состоянии.
На этой карте тоже есть маршруты, которые я бы назвала пластами восприятия. Пластов восприятия (или картин мира, то есть того, как вы воспринимаете мир) может быть много, бесконечно много. Любой канал восприятия – не что иное, как способ интерпретации мира, определяемый, в конечном счёте, нашими «привязками», значимыми для нас объектами. Конечно же, каждый пласт восприятия определяет и совокупность событий, которые могут в собранном таким образом мире происходить. «Все каналы абсолютно равноправны, среди них нет более или менее важных, нет предпочтительных».
Используя теорию декогеренции, я описала как взаимные переходы между видимым материальным миром и непоявленным квантовым, так и роль зрительных образов и символов в этом переходе. Это только часть моего исследования о роли зрительных образов в жизни человека. Результаты моего исследования подтверждаются экспериментальными исследованиями квантовой механики и моими наблюдениями за подростками и юношами.




Список литературы

1.Кривцун О. Эстетика. Учебник для гуманитарных вузов и факультетов. М. «Аспект Пресс». 2003г. 447с.
2.Мифы в искусстве старом и новом: Перевод/По Р.Менару; Заключительный очерк Г.П.Чистякова.-Репринт. Воспроизведение изд. 1900г. – М.: Мол.гвардия, 1992. – 284 (4) с., ил. – (Русская гимназия). Вых. Дан. Ориг.: Спб. Тип. А.С.Суворина. 1900.
3. Заречный М. Квантово-мистическая картина мира. Структура реальности и путь человека. – СПб.:ИГ «Весь», 2007. – 224с. – (Квантовая магия).
4. Малкиоди Кати. Палитра души. Преображающая сила искусства: Путь к здоровью и благополучию. Перев. С англ. – К.: «София»; М.: ИД «София», 2004. – 272 с.
5. Джорж Катчмер. Дао биоэнергетика. Восток – Запад. Пер. с англ. Н.Г.Шпет. – К.: «София» 1998 – 256.























Роль зрительных образов в самопознании и самотворении. Образ как метафорический способ передачи информации. Фрейд: субъективный и объективный образ. Взаимосвязь образов и символов. Юнг: роль зрительных образов и символов. Причина возникновения и изменения символов. Квантовая механика: переходы между видимым материальным миром и непроявленным квантовым как описание жизни символов и образов.
09.01.2009
просмотры: 17057
голоса: 0
золотой фонд: 0
комментарии: 9
Комментарии