Интервью с Yucc`ой. /  Сизиф Коринфский sisiphus
26.09.2006 16:47:00
Сизиф: Скажите, как к вам обращаться? Помните наш давний спор по поводу «сударей» и «господ»? Вас как величать прикажите?
Юкка: «Товарищ Юкка» звучало бы круто, да? Нет, давайте уж просто любым из моих имен, я на них легко отзываюсь.
С.: Приветствую Вас, Юкка!
Ю.: Здравствуйте, Сизиф! Здравствуйте, уважаемые читатели!
С.: Цветоводством не занимаетесь?
Ю.: Намекаете на псевдоним? Вообще – нет, не занимаюсь, но время от времени какие-то растения в доме появляются, как-то случайно и сами. Вот сейчас, например, у меня растет имбирь. Он начал расти сам из корня, купленного в отделе приправ, будучи засунутым в шкаф и там забытым. Я обнаружила это случайно, была потрясена и предоставила этому отважному корню, пережившему вакуумную заморозку, горшок с землей. Он вырос под два метра!
С.: Так откуда же экзотический псевдоним, Ирина?
Ю.: Собственно, ниоткуда. Всплыло – опять таки! – само, легко набирается, легко запоминается, неплохо звучит. Это позже я стала его «оживлять». Вот «Ирико-сан» – более объяснимо, так меня назвал как-то муж, отрывая от созерцания «японских садов» в глубине моей души для готовки ужина, и плюс вообще увлечение экзотикой еще с детства. Сейчас это стало повсеместно модным и я стараюсь не афишироваться, но от имени не смогла отказаться.
С.: У Вас на автопортрете – орёл. Что он символизирует?
Ю.: Свободу. Полет. Неограниченность пространства. Одиночество.
С.: Традиционный вопрос – как попали на наш сайт?
Ю.: От Мошкова, попалась на глаза ссылка Кристины и ...вот я здесь. Случай из разряда счастливых.
С.: Ира, где Вы живете?
Ю.: Петрозаводск, Карелия. Про край озер добавлять не буду, сказано так много, поэтому все равно кого-то повторю. Да это и не мой край, я приехала из Баку.

С.: Что Вы говорите:)?
Ю.: Красоту Севера я понимаю, но отстранено, она мне не близка. Я люблю огромное черное небо с тяжеленными звездами, горячий ветер с гор в конце декабря, сухую желтую степь и серебро утреннего моря, густую смесь ярких запахов и цвета... Здесь мне не хватает солнца, света, высоты. Короче говоря, я люблю, чтобы было тепло, сухо и далеко видно :-)
С.: Так Вы южанка, Ирина? Как оказались в Карелии?
Ю.: Не знаю, можно ли назвать меня южанкой. Мой папа был офицером, и так получилось, что большую часть жизни я прожила на юге, сначала с родителями, потом с мужем. Гарнизонная жизнь мне знакома с рождения, у меня и дед был офицером. А в Карелию муж перевелся служить.

С.: Ваши произведения напоминают фриволите – кружево, сплетенное из ниток и воздуха! Как у Вас это получается? Может быть, больше расскажите о своем творчестве? Приоритеты, интересы, с чего всё началось? Кружево, кстати, не плетёте?:)

Ю.: Нет, я в войну играю:)… И – можно ведь похвастаться? – осваиваю компьютерное программирование во встроенном редакторе, уже написала несколько миссий. А кружево никогда не плела, могу предположить только, что при вдохновенном плетении руки сами знают, что делают, нужно просто дать им свободу, это состояние должно быть знакомо импровизаторам в музыке. Так и со стихами, нужно «отпустить» мысли, они сами слова сплетут. Потом только лишние узелки и ниточки убрать, но это для меня самое трудное – собрать себя в кучу и запастись терпением. О своем творчестве, оказывается, не так просто рассказывать, стихами я увлечена лет с 8, но, как многие, писала «для себя», просто отражая в стихах свое настроение, в старших классах очень переживала по поводу происхождения вселенной и человечества (эта тема, кстати, осталась актуальной для меня, я так и не выяснила еще, ОТКУДА ВСЁ взялось:), потом, конечно любовь и дождь, это было надолго, ну а сейчас балансирую между «я в мире» и «мир во мне», здесь тем бесконечное множество. «Выйти в люди» со своими стихами решилась не сразу и совсем недавно, мне казалось, что это никому неинтересно, боялась открыть свой внутренний мир, который так долго был только моим. Я думаю, что это своего рода снобизм – «я такая сложная и вы меня не поймете», и плюс страх показаться (а хуже – оказаться!) смешной или неумной, потерять имидж «королевы». Когда начинаешь проводить «самопсихоанализ» – там столько скелетов!..

С.: Ирина, Ваше творчество всегда насыщено тонким юмором, иронией. Лично мне, это нравится. Но иногда встречается непонимание…
Ю.: Юмор – опасный инструмент, особенно тонкий (благодарю), он острее. Я стараюсь помнить об этом, потому что: сколько людей – столько же восприятий, что насмешит одного, может обидеть другого, и так бывает. Если мой юмор кого-то случайно задевает, я всегда готова принести свои извинения, потому что важнее не то, что я хотела, а то, что получилось. Я могу отстаивать свои принципиальные позиции и защищать свои взгляды, но для меня юмор – не та сфера, где нужно «стоять насмерть».
С.: Как Вы считаете, насколько проза должна быть серьезной? Про стихи не спрашиваю:)
Ю.: Наверно, я не делила бы так прозу и стихи. Это просто разные формы, и там и там – мы выражаем себя, даже когда говорим о чем-то отвлеченном и, на первый взгляд, не имеющем к нам непосредственного отношения. Но это не так, раз мы об этом пишем, значит возникла связь, возникло отношение, значит «зацепило». А серьезно или с улыбкой мы это отражаем в рассказе, стихотворении или картине – не столь важно, было бы уместным. У меня лично стихи, как правило, «серьезны», стихи – это лирика, романтика, а вот в рассказах нравится «посмешиться». Между прочим, прозу я начала писать только здесь, при Вашем попустительстве, так что отвечать вместе будем:)…
С.: Вижу, что Вы искренне привязаны к журналу ARIFIS, скучаете без него, видимо, есть любимые авторы… Что Вас больше всего «цепляет» здесь?
Ю.: «Цепляют», разумеется, люди, как же иначе. Без присутствия авторов – это просто библиотека. А привязанность действительно искренняя, а не потому, что мне нечем больше заняться. Добрый, дружеский сайт, живое общение и, несомненно, талантливые авторы. Нравится, что художники «забегают» к поэтам, поэты не чувствуют себя чужими в отделе прозы, то есть разделы не живут только внутри себя. Я полагаю, что это определяется не только замечательными личностными качествами организаторов сайта, но и его камерностью. Пока. Но законы развития едины для всего, и со временем, видимо, количество авторов наберет критическую массу и начнут образовываться отдельные группы, тусовки, как это происходит сейчас на многих литературных сайтах. Это закономерно, срабатывает инстинкт самосохранения. Чем больше авторов, тем невозможнее – просто физически – читать их, и автоматически ориентируешься на уже знакомые имена, другие выпадают из сферы чтения. К сожалению. Конечно, я говорю о себе, у кого-то может быть по-другому.
С.: И всё-таки, Ирина, любимые авторы…
Ю.: Не провоцируйте:) Мои симпатии, в принципе, можно проследить в комментариях, я их не скрываю.
С.: Просто, чтитатели интересуются:)… Значит, камерность проекта ARIFIS нужно сохранять? По возможности…
Ю.: Мое мнение Вы уже знаете, а вот нужно это или нет, да и возможно ли вообще – решать не мне. Я, скорее всего, и не взялась бы решать такой сложный вопрос. В любом случае выбор – где быть – останется за авторами, кто-то любит в клубе посидеть, а кому-то стадион подавай.
С.: Вы как-то говорили, что бывают случаи, когда автор Вам симпатичен, но пишет плохо. Чем же он тогда может быть симпатичен? Комментариями?
Ю.: Видимо, да. У него на десять стихов может быть всего одна изумительная строка или вообще не быть, но в комментариях человек раскрывается с такой интересной стороны, с такой добротой и искренностью, что неумение «стихослагать» отходит на второй план.
С.: Комментарии – это значительный пласт журнала, они делают его живым…
Ю.: Еще каким живым! Каждый из нас (не знаю, есть ли исключения?) помещает свое произведение, чтобы получить ответную (желательно -восторженную) реакцию, узнать мнение о себе как о поэте или прозаике, другими словами – получить оценку, сам-то себя он, конечно, оценил, а вот что народ скажет?
Иной раз достаточно ответного смайлика, чтобы знать, тебя прочитали, тебя поняли, поддержали. Но самые интересные комментарии – это те, которые написаны профессионально-литературно (я так не умею), это дает дополнительные знания, позволяет увидеть свое детище глазами педагога, а не восхищенного родителя.
С.: Как относитесь к стычкам, «побоищам», говоря Вашими словами, которые иногда случаются на сайте?
Ю.: Если интересна тема, читаю. Сама в спорах почти не участвую, особенно если схлестываются знатоки, а я – дилетант с дивана. С буддийской философией под подушкой. И вообще, как сказал Эпиктет: «Человеку даны два уха и лишь один язык, чтобы он мог слушать в два раза больше, чем говорить»:)
С.: Ира, любите влезать не в свое дело?
Ю.: Подмывает иногда...
С.: Иногда это получается неплохо, например, с подборкой «Не в своей тарелке»…
Ю.: Это был «наш ответ Чемберлену»!
С.: В смысле – мужчинам:)?
Ю.: Да, так получилось, что это были мужчины:)…
С.: Какой человек, по Вашему мнению, является личностью?
Ю.: Личностью я назвала бы человека с выраженными волевыми качествами, разумеется, при наличии интеллекта. Образно говоря, это Всадник, правящий конем Желаний с помощью поводьев Воли. Он может быть Злодеем или Героем в равной степени.
С.: Памятник Петру на Сенатской площади нарисовали:) Человек ищущий, сомневающийся не может быть личностью?
Ю.: Про памятник – смешно, я почувствовала себя Церетели… А что касается исканий и сомнений… Без поиска нет находок, без сомнений – нет поиска, то, что останавливается – перестает быть. Яркие качества и способности, полученные человеком от природы, не делают его автоматически Личностью (мы ведь говорим о Личности с большой буквы?), нужны усилия, работа над собой, а человек ленив по природе своей, и себя ленивого очень любит. Поэтому, отвечая на Ваш вопрос, я на первое место поставила волевые качества. Воля не может быть дана, она может быть только получена путем усилий.
Человек ценит только то, за что он заплатил, усилия – наша плата.
С.: Можно распознать личность в интернете?
Ю.: Ответ скорее «нет», чем "да"…
С.: Значит, усилия мои напрасны…
Ю.: Ничто не бывает напрасным:)…
С.: Вы же распознали в Мифе личность?
Ю.: Достойная гражданская и социальная позиция, которую я не могла оценить по-другому. У нас здесь, в Сети, совсем немного способов распознать человека, оценить его как личность. Собственно, таких способов всего два: произведения, где тематика, стиль, язык могут дать частичное представление о личности автора, выявить нравственные приоритеты, характеризующие его как личность, и – комментарии, где человек может раскрыться более непосредственно. А часть личности (не исключено, что и основная) остается за рамками Сети, или, если угодно, за плоскостью монитора. Поэтому я оперировала бы более корректным определением – виртуальная личность.
Мы выходим в Сеть в том или ином облике, достоверность которого или приближенность к «оригиналу» определена, в первую очередь, нашим собственным желанием, насколько мы откровенны – никто, кроме нас самих этого не знает.
Наверное, разумно помнить о том, что мы здесь общаемся не вживую, а опосредованно, здесь не увидишь глаз, не почувствуешь тепла руки… Через Сеть не выловишь «действительность», и то, как человек подает себя в Сети, зачастую отличается от него реального, вплоть до пола или количества, была же где-то «милая девушка», за которой скрывался то ли взвод солдат, то ли группа студентов, я точно не помню. Маски и сцена. Об этом говорил еще Шекспир, а Интернет добавил безнаказанность:)…
Люди не боги, а прожить хочется несколько жизней, и разных, побывать таким, каким тебе хочется – но не можется. Интернет дает нам такую возможность. А если здесь, в Сети, мы МЫСЛИМ и ЧУВСТВУЕМ, то чем виртуальность отличается от реальности? Только телом. Да и слава богу:)…
С.: Нет ли противоречий – если здесь мы чувствуем и мыслим, то это тоже часть нас, часть личности. Или это маски чувствуют и мыслят?
Ю.: Вы и сами сказали– это только часть. Нет действия, не видны поступки. Не узнать, трус ты, подлец или герой, способен ли, выйдя из «литературного боя», возразить начальнику, например? Может ведь быть такое, что тихая девочка, пишущая «слезные» стихи о любви, завтра – в жизни – вытащит кого-то из огня, а автор поэмы, вызвавшей слезы на глазах и ком в горле, гордость нации – вытирает ноги об соседский коврик…
Когда мы говорим о личности в Интернете, мы делаем допущение, что данный автор существует как самостоятельная личность, но – в рамках Интернета, так же, как в математике, например, сумма внутренних углов треугольника равна 180, но – в пределах эвклидовой геометрии, – то есть мы говорим о виртуальной личности, которая не всегда совпадает с «оригиналом». Мы берем как данность имя, внешний вид, всё, что человек сочтет нужным сообщить о себе, и общаемся с ним, исходя из этого. (Я опускаю те случаи, когда люди знакомы в действительности.) Таким образом, мы принимаем эти условия и более нам ничто не мешает делать выводы, строить умозаключения, спорить, радоваться, выносить оценочные суждения, знакомиться, дружить, любить и расставаться:)

С.: Вы, где работаете? Где это место, где всем отделом смеялись над «Котом да Винчи»? Помните?
Ю.: Я работаю в Петрозаводском государственном университете. Отдел называть не буду, а то нам могут сократить веселье)... Но по диплому я техник-механик бурового оборудования. Ну, нет в Карелии нефтяных скважин!

С.: Знаю, Ирина, что Вы поклонница сериала Lost. Чем он Вам приглянулся?
Ю.: Да, этот фильм я смотрю с огромным удовольствием. Приключения, тайна, захватывающий сюжет, прекрасная игра актеров, а главное – психология, люди вынуждены выстраивать отношения «с нуля», начиная с себя. Помните суфийское изречение: «Судьбу встречаешь на дороге, которую выбрал, чтобы убежать от нее»? Так вот фильм – об этом.

С.: Три последних вопроса – Завидуете кому-нибудь? Какой у Вас любимый праздник? Что для Вас самое трудное в жизни?

Ю.: Завидую тем, кто увидит и узнает то, чего никогда не увижу и не узнаю я.
Любимых праздников нет, я их вообще не люблю. За их бестолковую обязательность и навязчивость, сама себе не принадлежишь. Например: хорошее грустное настроение, лежишь себе на диване в чем попало, а тут вдруг – здрасьте! Новый год или восьмое-марто какое-нибудь! И приходится надевать узкое и тесное, помаду на губы, салаты в тазиках, в ванной-туалете все время кто-то есть – одним словом, сплошное беспокойство:)…
Самое трудное? В интеллектуальной сфере – хронология исторических событий, особенно «ниже нуля» – т.е. до н.э.
В эмоциональной сфере – справиться с самолюбием.
В быту – рано вставать):
С.: Спасибо, Ирина! Мне кажется, беседа получилась очень содержательной. Спасибо большое!
Ю.: Я старалась:)…



Сегодня, репортёр Сизиф Коринфский беседует с известнейшей участницей проекта ARIFIS, талантливым автором и заинтересованным читателем – Yucc`ой.
Полную версию интервью можно увидеть в интернет-журнале «Независимый журналист»
26.09.2006
просмотры: 18004
голоса: 0
золотой фонд: 0
комментарии: 31
Сизиф Коринфский sisiphus
Комментарии