Вплавь по Конституции / Ирина Рогова Yucca
17.05.2006 13:03:00
Вплавь по Конституции
Как корабль назовешь, так он и поплывет, какие понятия в Конституции заложены, такой стране и быть. Назвали корабль «Победа», да отвалились первые две буквы, «беда» осталась (привет от Христофора Бонифатьича!). Исчезло из Конституции понятие «общество», (т.е. общество, добившееся, наконец, конституционного признания, в одночасье его лишилось), и страна, разложившись на отдельные личности, на каждой волне кренится, общество неограниченных возможностей превратилось в общество с ограниченной ответственностью, ветер перемен обернулся личными сквозняками. Может быть, разумным будет предположить, что и личность и общество имеют равно необходимое право быть? В самом понятии «общество» заложена сила, способная противостоять давлению и произволу государственных ли, криминальных ли структур (найди 10 отличий!), а чему, кому и как может противостоять одинокая налогообложенная личность?
Между тем, значение общества отмечено в конституциях США (ст. V «Билль о правах»);
Японии(Статья 15. «Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части.»)»
Франции(Статья 4. «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами.»;
Статья 5. «Закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу.»;
Статья 15. «Общество имеет право требовать отчет у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.»;
Статья 16. «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции.» );
Итальянской Республики (Статья 4. «Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества»);
Швейцарской Конфедерации 1999 г. (Ст.5 «Деятельность государства должна осуществляться в интересах общества»).
А что сделали наши написатели Конституции? Личность из небытия вытащили, а общество, ничтоже сумняшеся, благополучно туда отправили.
Вот простые подсчеты. В Конституции 1977 г. слово «человек»(личность, гражданин) употребляется 15 раз, а «граждане» (объединяющее понятие) – 85 раз.
В Конституции1993 г.«человек», «гражданин», «личность» – 75 раз, множественное(объединяющее) понятие – отсутствует.
В Конституции 1977 г. слово «народ» – 20, «страна» – 12, «Отечество(Родина)» – 4 раза, в Конституции 1993 г. соответственно: 6, 2 и 2 раза.
В Конституции 1977 г. «общество» звучит 21 раз, в Конституции 1993 г. – ноль раз. Изъяв из Конституции понятие общества, тем самым изъяли из сознания людей понимание себя как Народа. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности, объединенных едиными материальными и духовными интересами , именно ОБЩЕСТВО в состоянии породить национальную идею, которую сейчас тщетно пытаются найти. Не найдут. Не может быть национальной идеи у разрозненных личностей, сконцентрированных на своих личных интересах и озабоченных собственным существованием, причем полярным существованием.
Итак, ключевые понятия в действующей Конституции: личность и частная собственность. Личность полностью свободна, государство как бы на страже ее интересов. Отгадайте с двух раз, интересы КАКОЙ личности в первую очередь будут охранять государственные структуры: вот одна личность в детском саду работает, а вот другая личность – с частной собственностью в центре Москвы или с проблесковым маячком на затылке? Чьи интересы приоритетны? Ответ смотри в жизни.
Рассмотрим систему: общество и личность(можно наоборот). Исторически проверено, что именно общество дает нравственные ориентиры и духовные и культурные ценности(иными словами, что такое хорошо и что такое плохо) для каждой личности и предъявляет соответственные требования, учитывая менталитет данного народа(кто будет спорить, что в у каждого народа свои особенности), опираясь на совокупность всех нравственных, религиозных и других неправовых норм для данного народа и именно его, народа, историю, его опыт, ошибки и достижения. Как узнает, например, каждая отдельная личность, что же все-таки хорошо, а что нет, если рассыпалась единая система ценностей? Да от какой-нибудь другой отдельной личности, пробегающей мимо со своими личными понятиями. Для одного это деньги(все и все купить можно), для другого – сила(всех и все побить нужно), третий в религию тянет(молись потихоньку и все будет хорошо), четвертый уверен, что все беды от инородцев(хото по вере, хоть по национальности), а пятый – все люди братья и всех любить и прощать надо. Что делать, кто прав? А не думай, вот тебе пиво от мыслей и прокладки от перхоти! Одно поколение уже выросло, следующее – вот оно уже, а ведь «любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо того, который распался, перестает быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в этнографический материал, который будет поглощен и использован другими, более творческими обществами или народами" (Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени).
Когда систему управления отдельными личностями (что и называется государственной властью), определяет общество, то цель – преобразование(улучшение) жизни общества, а значит и каждой личности как члена этого общества (идеал – равенство, свобода и справедливость- судя по всему в этой жизни недостижимы, но стремление человечества к нему – неодолимо). А что сегодня? Отдельная личность или группа личностей определяет систему управления другими личностями, имея целью – труд других на увеличение своей частной собственности и увеличение количества своих собственных благ, и цель для них оправдывает средства. Кто осудит? Общество? А где оно? Да вот, в кухне сидит.
II. Исчезло из Конституции понятие «трудящиеся», святое место заняла частная собственность (интересно, откуда она сразу у всех взялась?). Нормальное понятие «труд» поменялось на «предпринимательство», и количество статей, сопряженных с судебными разбирательствами, выросло с двух (ст.ст.57-58 в Конституции 1977 г.) до десяти (ст.ст. 45-54 в Конституции 1993 г.), не случайно, видимо.
Как было озвучено право на труд в конституции 1977 г.? Ст.40 «Граждане СССР имеют право на труд, – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда», причем право это обеспечивается государством, т.е. право человека – обязанность государства. Что в Конституции 1993 г.? Ст.37 «Труд свободен». От кого? От чего? Или труд – это ветер в поле? «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду». Очень хорошо, хочу – распоряжусь, не хочу – не распоряжусь. И ни слова о том, чем это право подкреплено. Кстати, из любопытства, а как, к примеру, в Италии? Читаем: Статья 4. «Республика признает за всеми гражданами право на труд и создает условия, которые делают это право реальным.» Не гарантия, конечно, но тем не менее.
Если из Основного закона государства исчезает обязательность труда (нет такой статьи!) – кто же добровольно трудиться будет на такое государство, какой, извините, простак? Из нужды только. И в уходящем поколении только еще и остались понятия чести и совести, да гордости за Народ, Страну, и Отечество – для них не пустой звук.. А так все больше «предпринимать» норовят, экономический принцип «от каждого по способностям, каждому – по труду» звучит теперь примерно так: «От каждого – по возможности, каждому – по степени изворотливости». Ну не могло (не должно было!) быть никакого начального капитала и частной собственности в стране, более 70 лет прожившей без частной собственности, НИ У КОГО!
Получение «типа свободы» породило «типа демократию» и получили «типа капитализм». В капиталистических странах частная собственность как явление и демократия как достижение общества, образно говоря, с колыбели растились, и не год, не десять и не сто лет, в жестоком противостоянии классов, в выверении обществом правовых норм, через потрясения общества, регулируя права личности, интересы общества и государственную власть.
А мы, немалого (а то и большего) добившись в социализме, легко плюнули на все, что вырастили и чего добились – и р-раз! здоровенного оболтуса себе заделали, нарекли «рыночной экономикой», глаза завидущие, руки загребущие, в левой руке Свобода, в правой ноге – Демократия, в башке – голливудские слайды! Посмеивались да подсмеивались над лозунгом «Труд на благо общества», а нынче что на державном стяге? А «Куплю-продам». Ну не весело ли?
III.Интересна расстановка приоритетов статей в Конституции 1993 г. и Конституции 1977 г. (с изменениями 1988 г).
В Конституции 1977 года в первой десятке насущные и понятные права: право на труд, право на отдых, право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, право на жилище, право на образование. В Конституции 1993 года право на труд «уехало» на 21 место, право на «социалку» – на 23-е, право на жилище – на 24-е, право на образование – на 27-е место. А на первых местах что? Равенство перед законом, достоинство личности, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на частную жизнь… А вот и просто Право на просто Жизнь (Господи, подвинься!) и, честно говоря, выглядит эта статья достаточно беспомощно, сегодня кто из нас не усвоил, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Ну не может наше государство нас защитить, другими словами – обеспечить продекларированное им же право на жизнь! Или, может быть, жизнь не всех имеется в виду? Тогда извините.
Далее. Статья про частную собственность «опережает» статью о труде, а если учесть, что труд, оказывается, не обязателен, то все вместе это достаточно туманно выглядит на бумаге и конкретно-криминально в жизни.. И вообще обязанности как-то исчезли (за исключением трех: обязанности платить налоги ст.57, беречь природу ст.58 и защищать Отечество ст.59), нет обязанности уважать национальное достоинство, права и свободы других, и др., хотя простейшая логика подсказывает, что права без противовеса обязанностей ведут – куда? Правильно. И вот мы все здесь, здравствуйте.
К О Н Е Ц
В титрах: кнут и пряник.
Отдельная благодарность за вдохновение Макушину А.А. канд.юр.наук(пряник) и Степиной Л.Г за жесткую редакторскую правку (кнут).
10.05.2006 г.
Как корабль назовешь, так он и поплывет, какие понятия в Конституции заложены, такой стране и быть. Назвали корабль «Победа», да отвалились первые две буквы, «беда» осталась (привет от Христофора Бонифатьича!). Исчезло из Конституции понятие «общество», (т.е. общество, добившееся, наконец, конституционного признания, в одночасье его лишилось), и страна, разложившись на отдельные личности, на каждой волне кренится, общество неограниченных возможностей превратилось в общество с ограниченной ответственностью, ветер перемен обернулся личными сквозняками. Может быть, разумным будет предположить, что и личность и общество имеют равно необходимое право быть? В самом понятии «общество» заложена сила, способная противостоять давлению и произволу государственных ли, криминальных ли структур (найди 10 отличий!), а чему, кому и как может противостоять одинокая налогообложенная личность?
Между тем, значение общества отмечено в конституциях США (ст. V «Билль о правах»);
Японии(Статья 15. «Все публичные должностные лица являются слугами всего общества, а не какой-либо одной его части.»)»
Франции(Статья 4. «Свобода состоит в возможности делать все, что не вредит другому: таким образом, осуществление естественных прав человека имеет лишь те границы, которые обеспечивают другим членам общества пользование этими же правами.»;
Статья 5. «Закон имеет право запрещать только деяния, приносящие вред обществу.»;
Статья 15. «Общество имеет право требовать отчет у каждого должностного лица по вверенной ему части управления.»;
Статья 16. «Всякое общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции.» );
Итальянской Республики (Статья 4. «Каждый гражданин в соответствии со своими возможностями и по своему выбору обязан осуществлять деятельность или выполнять функции, способствующие материальному или духовному развитию общества»);
Швейцарской Конфедерации 1999 г. (Ст.5 «Деятельность государства должна осуществляться в интересах общества»).
А что сделали наши написатели Конституции? Личность из небытия вытащили, а общество, ничтоже сумняшеся, благополучно туда отправили.
Вот простые подсчеты. В Конституции 1977 г. слово «человек»(личность, гражданин) употребляется 15 раз, а «граждане» (объединяющее понятие) – 85 раз.
В Конституции1993 г.«человек», «гражданин», «личность» – 75 раз, множественное(объединяющее) понятие – отсутствует.
В Конституции 1977 г. слово «народ» – 20, «страна» – 12, «Отечество(Родина)» – 4 раза, в Конституции 1993 г. соответственно: 6, 2 и 2 раза.
В Конституции 1977 г. «общество» звучит 21 раз, в Конституции 1993 г. – ноль раз. Изъяв из Конституции понятие общества, тем самым изъяли из сознания людей понимание себя как Народа. Общество – это совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности, объединенных едиными материальными и духовными интересами , именно ОБЩЕСТВО в состоянии породить национальную идею, которую сейчас тщетно пытаются найти. Не найдут. Не может быть национальной идеи у разрозненных личностей, сконцентрированных на своих личных интересах и озабоченных собственным существованием, причем полярным существованием.
Итак, ключевые понятия в действующей Конституции: личность и частная собственность. Личность полностью свободна, государство как бы на страже ее интересов. Отгадайте с двух раз, интересы КАКОЙ личности в первую очередь будут охранять государственные структуры: вот одна личность в детском саду работает, а вот другая личность – с частной собственностью в центре Москвы или с проблесковым маячком на затылке? Чьи интересы приоритетны? Ответ смотри в жизни.
Рассмотрим систему: общество и личность(можно наоборот). Исторически проверено, что именно общество дает нравственные ориентиры и духовные и культурные ценности(иными словами, что такое хорошо и что такое плохо) для каждой личности и предъявляет соответственные требования, учитывая менталитет данного народа(кто будет спорить, что в у каждого народа свои особенности), опираясь на совокупность всех нравственных, религиозных и других неправовых норм для данного народа и именно его, народа, историю, его опыт, ошибки и достижения. Как узнает, например, каждая отдельная личность, что же все-таки хорошо, а что нет, если рассыпалась единая система ценностей? Да от какой-нибудь другой отдельной личности, пробегающей мимо со своими личными понятиями. Для одного это деньги(все и все купить можно), для другого – сила(всех и все побить нужно), третий в религию тянет(молись потихоньку и все будет хорошо), четвертый уверен, что все беды от инородцев(хото по вере, хоть по национальности), а пятый – все люди братья и всех любить и прощать надо. Что делать, кто прав? А не думай, вот тебе пиво от мыслей и прокладки от перхоти! Одно поколение уже выросло, следующее – вот оно уже, а ведь «любой народ, общество или нация, которая не может создать новый социокультурный порядок вместо того, который распался, перестает быть лидирующим «историческим» народом или нацией и просто превращается в этнографический материал, который будет поглощен и использован другими, более творческими обществами или народами" (Сорокин П.А. Главные тенденции нашего времени).
Когда систему управления отдельными личностями (что и называется государственной властью), определяет общество, то цель – преобразование(улучшение) жизни общества, а значит и каждой личности как члена этого общества (идеал – равенство, свобода и справедливость- судя по всему в этой жизни недостижимы, но стремление человечества к нему – неодолимо). А что сегодня? Отдельная личность или группа личностей определяет систему управления другими личностями, имея целью – труд других на увеличение своей частной собственности и увеличение количества своих собственных благ, и цель для них оправдывает средства. Кто осудит? Общество? А где оно? Да вот, в кухне сидит.
II. Исчезло из Конституции понятие «трудящиеся», святое место заняла частная собственность (интересно, откуда она сразу у всех взялась?). Нормальное понятие «труд» поменялось на «предпринимательство», и количество статей, сопряженных с судебными разбирательствами, выросло с двух (ст.ст.57-58 в Конституции 1977 г.) до десяти (ст.ст. 45-54 в Конституции 1993 г.), не случайно, видимо.
Как было озвучено право на труд в конституции 1977 г.? Ст.40 «Граждане СССР имеют право на труд, – то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда», причем право это обеспечивается государством, т.е. право человека – обязанность государства. Что в Конституции 1993 г.? Ст.37 «Труд свободен». От кого? От чего? Или труд – это ветер в поле? «Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду». Очень хорошо, хочу – распоряжусь, не хочу – не распоряжусь. И ни слова о том, чем это право подкреплено. Кстати, из любопытства, а как, к примеру, в Италии? Читаем: Статья 4. «Республика признает за всеми гражданами право на труд и создает условия, которые делают это право реальным.» Не гарантия, конечно, но тем не менее.
Если из Основного закона государства исчезает обязательность труда (нет такой статьи!) – кто же добровольно трудиться будет на такое государство, какой, извините, простак? Из нужды только. И в уходящем поколении только еще и остались понятия чести и совести, да гордости за Народ, Страну, и Отечество – для них не пустой звук.. А так все больше «предпринимать» норовят, экономический принцип «от каждого по способностям, каждому – по труду» звучит теперь примерно так: «От каждого – по возможности, каждому – по степени изворотливости». Ну не могло (не должно было!) быть никакого начального капитала и частной собственности в стране, более 70 лет прожившей без частной собственности, НИ У КОГО!
Получение «типа свободы» породило «типа демократию» и получили «типа капитализм». В капиталистических странах частная собственность как явление и демократия как достижение общества, образно говоря, с колыбели растились, и не год, не десять и не сто лет, в жестоком противостоянии классов, в выверении обществом правовых норм, через потрясения общества, регулируя права личности, интересы общества и государственную власть.
А мы, немалого (а то и большего) добившись в социализме, легко плюнули на все, что вырастили и чего добились – и р-раз! здоровенного оболтуса себе заделали, нарекли «рыночной экономикой», глаза завидущие, руки загребущие, в левой руке Свобода, в правой ноге – Демократия, в башке – голливудские слайды! Посмеивались да подсмеивались над лозунгом «Труд на благо общества», а нынче что на державном стяге? А «Куплю-продам». Ну не весело ли?
III.Интересна расстановка приоритетов статей в Конституции 1993 г. и Конституции 1977 г. (с изменениями 1988 г).
В Конституции 1977 года в первой десятке насущные и понятные права: право на труд, право на отдых, право на охрану здоровья, на социальное обеспечение, право на жилище, право на образование. В Конституции 1993 года право на труд «уехало» на 21 место, право на «социалку» – на 23-е, право на жилище – на 24-е, право на образование – на 27-е место. А на первых местах что? Равенство перед законом, достоинство личности, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на частную жизнь… А вот и просто Право на просто Жизнь (Господи, подвинься!) и, честно говоря, выглядит эта статья достаточно беспомощно, сегодня кто из нас не усвоил, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Ну не может наше государство нас защитить, другими словами – обеспечить продекларированное им же право на жизнь! Или, может быть, жизнь не всех имеется в виду? Тогда извините.
Далее. Статья про частную собственность «опережает» статью о труде, а если учесть, что труд, оказывается, не обязателен, то все вместе это достаточно туманно выглядит на бумаге и конкретно-криминально в жизни.. И вообще обязанности как-то исчезли (за исключением трех: обязанности платить налоги ст.57, беречь природу ст.58 и защищать Отечество ст.59), нет обязанности уважать национальное достоинство, права и свободы других, и др., хотя простейшая логика подсказывает, что права без противовеса обязанностей ведут – куда? Правильно. И вот мы все здесь, здравствуйте.
К О Н Е Ц
В титрах: кнут и пряник.
Отдельная благодарность за вдохновение Макушину А.А. канд.юр.наук(пряник) и Степиной Л.Г за жесткую редакторскую правку (кнут).
10.05.2006 г.