Мифология / Анастасия ZanozA
10.06.2006 08:27:00
Мифология
Никогда не перестаёшь удивляться тому многообразию граней человеческой души.
Сегодня ты считаешь, что знаешь человека достаточно неплохо. А завтра он выкинет такой фортель, что все твои умозаключения и мысли летят ко всем чертям… Сегодня я хочу рассказать о человеке, который поразил меня до глубины души своей многогранность. Сегодня я хочу рассказать о Мифе…
Глава первая. Генерал.
…И меня подхватит ввысь Пегас,
и усадит там, где мне пристало:
на потеху ваших добрых глаз,
в колпаке шута, у пьедестала.
Миф, «Концепт»
Я хочу начать обзор творчества этого автора с того, что обозначу одну из главных черт (затрудняюсь сказать, а какая из них главная), присущую его творчеству. Зовётся эта черта просто – ответственность. Какова бы ни была смысловая подоплёка стихотворения, поэтика и ритмика работы отточена сначала рубанком, потом фуганком, затем наждачной бумагой. Вы не найдёте в его стихах ритмических сбоев и выпадения рифмы. Для того, чтобы доказать это, я не буду представлять множество его работ. Я постараюсь это сделать на примере двух. Прочитав все его работы, вы сами сможете убедиться в моей правоте.
Не надо трогать русских! (басня)
(В соавторстве с В.Прусским)
Однажды летом в парке возле Рейна
два русских рядовых, лакавших пиво,
о смысле жизни спорили красиво.
Беседовали тихо и келейно.
“В солдатской жизни смысла нет в помине!” –
сказал сапер “зеленому” солдату
и, занеся над головой лопату,
с размаху долбанул ему по мине.
Солдат поднялся, скромно улыбаясь,
и, развивая тему разговора,
привычно потянул скобу затвора,
негромко подытожив: “Сомневаюсь…”
На звуки автоматной кононады
сбежалось пол немецкого ОМОНа
и думало посредством мегафона
пресечь развитье этой клоунады.
Но русские горячие ребята
(смышленее тевтонских офицеров)
совместно провернули контрмеры
и взяли в плен немецкого солдата.
А скоро над разрушенным Рейхстагом,
как и тогда, весною, в сорок пятом
воздвигнутым сапером и солдатом
играл германский ветер русским флагом…
Физически не может в рамках узких
славянская натура оставаться,
поэтому взываю к иностранцам:
“Пожалуйста, не надо трогать русских!”
В каждой строфе ритмический рисунок практически безупречен. Конечно, на переливистый плеск ручейка это не похоже (это, скорее, похоже на бурную горную речку, гордую своей силой). При достаточно типичной структуре стихотворения, в каждой строчке видна поистине маниакальная точность подгонки стихотворения. Именно эта черта творчества заставляет не отвлекаться на подстройку и позволяет заняться чистым восприятием работы.
Автором (в данном случае – и соавтором) стихотворение позиционируется, как басня. Тема выбрана достаточна щекотливая… особенно для иностранца. Некоторые могут усмотреть в нём превознесение автором определённой национальности (о расе тут говорить не приходиться – ведь рассказ ведётся о русских). Некоторые, особенно ретивые, читатели даже смогу усмотреть на задниках стихотворения осколки противопоставления русских всем и вся. Но они будут неправы. Если всмотреться повнимательнее, то можно заметить, что набор слов, использованных в работе, не позволяет проследить и признаков превосходства. И правда, ну о каком превосходстве можно говорить, если употребляются такие фразы, как «лакавших пиво», «долбанул по морде». Скорее, тут налицо попытка Мифа описать существующее положение вещей с некоторой, свойственной его творчеству, лукавой улыбкой…
Если уж говорить откровенно, то, в моём понимании, басня строится на легко прослеживающихся аналогиях персонажей. Тут же имеет место прямое указание… С другой стороны, Миф определил жанр, значит так тому и быть. Лучше давайте, посмотрим другое стихотворение.
Личное философичное
У метафизиков я вымолю прощенье
за то, что дальше собираюсь начертать:
наглядна сущность бытия до отвращенья,
не стоит головы ученые ломать!
За жизнь беспечную, как выстрел, холостую,
я вывел сам диалектический трюизм.
В его основе гармонично конфликтуют
и наслаждение, и ложь, и альтруизм.
Все остальное – производное от формы.
И ты, задумавшись когда-нибудь, поймешь,
что комбинируют этические нормы
и альтруизм, и наслаждение, и ложь.
Я сам иллюзии давно уже оставил,
а мой девиз теперь: «Надейся и греши!»,
ведь я отнюдь не исключение из правил,
и, помогая вам, солгу, что от души.
Это стихотворение включает себя несколько черт, которые выделяет его из множества. Во-первых, это стихотворение – размышление. Чистое и умытое. Нет никаких иносказаний, не надо вглядываться в строчки, чтобы докопаться до смысла (условно «непонятные» слова не в счёт – словарик-то Вам на что?). Есть в нём притягательная лёгкость свежего полотенца и нового белья. Именно это позволяет читателю плавно утекать вслед за мыслью автора, не натыкаясь на кочки непонимания и неприятия. Нет, конечно, неприятие может возникнуть в некоторых сердцах. Но даже эти люди не смогут сказать, что стихо-творение читается и понимается сложно. А основная ценность его в том, что оно просто заставляет задуматься. Возможно, это будет спор с собой, своим «Я» (настоящим или социально-ориентированным). Это не важно. Важно то, что мы начинаем задавать вопро-сы… прежде всего, себе…
Буквы, распределённые по отделениям – словам, вливаются в стройные ряды фраз – взводов. А все эти «подразделения», в свою очередь, составляют из себя военный парад стихотворений. А командует всем этим светопреставлением грозная фигура генерала…
Вот только сквозь строгий мундир проглядывает что-то другое…
ГЛАВА 2. Король и Шут
…Я не поэт, и уж совсем не музыкант,
и не стихи пишу, а так, вирши кропаю.
Я графоман, самозабвенный дилетант.
Но, слава Б-гу, я хоть это понимаю!..
Миф, «Откровенно»
Вопреки существующему (и, надо сказать, весьма распространённому) мнению шуты при дворе занимали далеко не самое последнее место. Да, они иногда являлись штатным посмешищем… на людях. На самом деле, часто они являлись одними из наиболее приближённых людей короля или императора… Например, у Петра I был шут-еврей. Его зва-ли Ян д’Акоста. Чиновники называли его просто – «Лакоста». Несмотря на общеизвест-ную нелюбовь Петра к евреям, именно он был его одним из самых любимых и прибли-жённых людей. Ещё долго, вплоть до исчезновения Российской империи и уничтожения династии Романовых, шутов звали не иначе, как «лакоста»… Но закончим с этим кратким экскурсом в историю и вернёмся к Мифу…
В Интернете человеку предоставляется абсолютная свобода выбора. Мужчина, напри-мер, может представиться женщиной. Если взять разнообразные порталы, то выбор псев-донимов и юзерпиков ограничивается только фантазией пользователя. Миф выбрал колпак шута.
Автопортрет, или Попытка к Пикассо
Замыкаются в зеркале зубы и левый зрачок.
Остальное похоже на пятна оконной замазки.
Истерично оборванный рамкой улыбки клочок
отражают не в полном объеме поблекшие краски.
Сигареты бревно белоснежное в пятом углу
компенсирует актом горения псевдостатичность,
а душа, натыкаясь на взгляда тупую иглу,
сообщает о том, что в объекте присутствует личность.
Эстетически выдержан только размазанный фон,
выдающий бесспорный талант рисовавшего это,
а уверенный абрис рельефа несущих колонн
несомненно являет одно из достоинств портрета.
Исключительно важной находкой становится бровь,
искаженная прихотью автора вялым вопросом:
неожиданность линий возводит в художестве новь, –
зарождаясь за ухом, она обрывается носом...
Заключительный вывод, касательно зрелища – смел,
и, в описанном здесь резюме, лаконично изложен:
без сомнения, автор в деталях весьма преуспел,
только в целом выходит довольно отвратная рожа!
Это, как следует из названия, автопортрет. Если проводить аналогии с художествен-ным искусством, то это дружеский шарж… на себя. Конечно, как человек, мало разби-рающийся в тонкостях, я могу только предполагать, каким редким чутьём надо обладать, чтобы нарисовать шарж на самого себя. Как человек, немного разбирающийся в людях, я могу с уверенностью заявить, что таких людей мало. Но именно к этому числу людей можно причислить автора – у него ведь неплохо получается пошутить над собой. В названии не случайно фигурирует имя Пикассо. Миф пытается «нарисовать» шарж, взяв на вооружение восприятие мира этого художника. получилось это или нет? Я считаю, что да. Без сомнения, сравнивать автора с Пикассо просто глупо – даже моего невеликого опыта хватит, чтобы это понять. Но ведь в названии написано «..или Попытка к Пикассо». Тут нет чистоты линий. Более того, можно заметить некоторое намеренное «огрубление» общего рисунка стихотворений, проявляющееся в обилии шипящих звуков и некоторых характерных выражениях, задающих фон («сигареты бревно белоснежное», «похоже на пят-на оконной замазки» и т.д.). но ведь это, всё таки, шарж…
Теперь перейдём конкретно к шутовскому колпаку. Насколько мне известно, шуты остро и едко высмеивали недостатки как простых людей, так и политики государства в целом. Обратите внимание на следующее стихотворение.
Эмигрант
От жаркой погоды в холодном поту,
одет, как потрепанный денди,
сошел как-то вечером в хайфском порту
Остап Ибрагимович Бендер.
В осанке – харизма, во взгляде – металл,
фуражка заломлена лихо.
И, глядя на город, Остап бормотал,
что брать его надобно тихо.
Кругом заграница, огни, красота –
га-Арец, как писано в Торе.
Танцуйте, сбылась идиота мечта,
он в белых штанах и на море!..
Улыбка померкла, поник головой,
и дрожь пробежала по жилам –
зачем он так поздно вернулся домой,
на кой он там бился с режимом?!
Кому он пытался и что доказать,
крапил ради этого масти?
Толпе, позволявшей себя истязать
советской завшивленной власти?
Толпе, доверяющей телевестям,
ленясь докопаться до сути?
Толпе, для которой свобода – пустяк,
которая хочет такого, как Путин?!
Корейко, лишенный моральных преград,
несет диктатуру. Закона?..
И думал Остап, оглянувшись назад:
«Я – жертва! Я – узник Сиона.
Я здесь, я приехал, в кармане билет.
Я стал и мудрее, и старше...
Эх, жалко со мной Паниковского нет –
он был хоть и поц, но из наших...»
И молвил с ухмылкой, как старый сатир,
Остап плотоядно и люто:
«Поскольку напротив есть платный сортир –
по городу бродит валюта».
Я не случайно выбрала это стихотворение. Автор, конечно, предупреждает, что свои стихи он выкладывал не в хронологической последовательности. Но я посмею предполо-жить, что данная работа написана около 2-4 лет назад или ещё раньше. Моё предположение основано даже не на том, что упоминаются некоторые знаковые личности. Просто в своих, как я могу предполагать, более поздних произведениях, Миф действует более изящно. Здесь же… всё начинается, как бы, достаточно спокойно. Сюжетная линия мед-ленно разворачивается по заранее (как – бы) предопределённой дорожке. Но чем ближе кульминация, тем острее язык. В кульминации, которая намеренно отделена от остального текста, Миф с истерического крика неизбежно переходит фальшивому упокоению… Всё заканчивается «смешной» фразой.«Поскольку напротив есть платный сортир – по городу бродит валюта». Но эта фраза – реплика человека, который зажат в угол и хочет продать подороже свою жизнь… так, как умеет. Для сравнения, предлагаю вашему вниманию кое-что из поздних работ.
Переизбранник – политико-эротический памфлет
Кремлевские звездочки в радужном свете –
струится рубиново-алая плазма,
а ниже – гарант у себя в кабинете
доводит родную страну до оргазма.
В сени интерьеров державно-опрятных
владыка с народом, смирившимся с фактом,
дошли после ласк обоюдно приятных
до ратификации, собственно, акта.
Любовник, себя проявляя активно,
стране напророчил дешевые цацки,
и резко ресурсом административным
вошел аж по сам Петропавловск-Камчатский!
Он – молод, силен, несмотря на субтильность,
умелый водитель всего, что ведется.
Он за: процветание, мир и стабильность.
Он против врагов государства. Клянется!..
Вернулся походкой блатной в кабинеты...
Припудрено сверху, застегнуто снизу...
А электорат, перевыбравший это,
идет по домам посмотреть телевизор.
Обратите внимание: при всей прозрачности стихотворения, ничего не конкретизировано. Мы можем, разделять мнение автора, соглашаться с ним или не соглашаться. Это, конечно, наше дело. Но это стихотворение уже нельзя назвать истеричными. Рассказ ведётся с саркастической и жёсткой ухмылкой (даже не усмешкой). Слова порываются мел-кими надрезами вскрыть надрыв…
Ни при каких обстоятельствах это стихотворение нельзя назвать незрелым. Это уже сатира, и сатира серьезного уровня. Что особенно странно (а может, это – закономерно?), сам автор не проживает в России. В этом ракурсе, его улыбка приобретает некоторую гру-стную ноту… Он безжалостен к нам и, при этом, скорбит о нас и о стране, которая должна быть Великой по определению.
Что ж, я попыталась описать Вам то, что увидела (а увидела я немало интересного). Но это ещё не всё…
ГЛАВА 3. Неисправимый…
…Я не люблю ничего обещать,
но это не просто слова:
мне тяжело без тебя дышать!
Что дальше – решай сама!
Миф, «Послушай, я не могу без тебя»
Некоторые люди считают, что лирические стихотворения показываю их слабость. Я не берусь это утверждать точно, но… Миф один из них. У него есть лирика. Но она опубликована только на одном ресурсе – Stihi.ru. Как я уже говорила ранее, автор не даёт возможность проследить хронологию написания работ, чем создаёт себе надёжный тыл. От кого… это мне неизвестно. Чтобы продемонстрировать отношение автора к собственной лирике, я предлагаю Вашему вниманию следующее стихотворение
Молитва
(Женечке, Лине)
Господи, прошу не за себя.
Господи, прошу не очень много.
Пусть у тех, о ком молюсь, любя,
будет не извилистой дорога.
Пусть их минет горькая печаль,
холод пустоты, рутина скуки,
пусть им ничего не будет жаль,
будут пусть короткими разлуки…
Просто ты помилостивей будь
к двум твоим, любимым мной, созданьям.
Господи, прошу совсем чуть-чуть…
Все, аминь… Спасибо за вниманье…
Стихотворение далеко не так обычно, как кажется. На первый взгляд, всё просто: у автора есть люди, сутьба которых для него небезразлично. Вот он и молится за них. Со всей любовью и верой в лучшее, он желает им счастья на протяжении всей жизни. Здесь нет Мифа. Здесь есть только два человечка… и Любовь. Любовь, которую автор многократно отвергает на своём пути. Любовь, в которую, по его заверениям, он просто не верит. Но эта молитва сильнее всех канонических молитв любых религий и верований! Своей искренностью и силой она просто… нет, не вгоняет в землю. Она просто окунает нас в нежность… Но не всё так просто. Миф был бы не Миф, если бы последние строчки не звучали так, как они звучат здесь:
Господи, прошу совсем чуть-чуть…
Все, аминь… Спасибо за вниманье…
Последние строчки буквально придавливают к земле. Все ощущения, возникшие до под-готовительной предпоследней и кульминационной последней теперь должны безвольно бродить по душе, лишённые высоты и крыльев… Как ни странно, этого не происходит. Прочитав стихотворения, которые опубликованы в сети (без сомнения, это не всё, что на-писано автором), приходишь к интересному выводу: в момент написания этого стихотво-рения, романтическая сторона души всецело овладела автором, но… автор всем видом по-казал читателю, что это – всего лишь минутная слабость. Почему? Стихотворение, на са-мом деле, очень личное. У меня возникло впечатление, что последние строчки призваны сгладить неловкость перед самим собой. Нет, не за то, что он пожелал такое – это как раз от всего сердца. За то, что это оказалось на бумаге, а рукописи не горят, как сказал Булгаков…
Другие лирические работы автора когда нежны, когда язвительны, а иногда – это просто слова безнадёжно влюблённого юнца. Немного сбивчивые, несмелые, но очень эмоциональные. Ведь даже в этом человеке, исповедующем материализм, среди бесконечно – ровных рядов колонн и геометрически правильных стен лабиринтов бродит вечно молодой, стройный и порывистый молодой человек, имя которому – неисправимый… романтик.
В этой короткой статье я не смогу полностью раскрыть творчество автора, но общие его черты я, как мне кажется, отметила и перечислила. Где-то, возможно, завуалировано. Где-то – излишне резко… В любом случае, Вам никто не мешает самостоятельно почитать его работы и составить собственную Мифологию…
link – авторская страничка на Стихире
link – авторская страничка на Skill.ru
ZanozA
Никогда не перестаёшь удивляться тому многообразию граней человеческой души.
Сегодня ты считаешь, что знаешь человека достаточно неплохо. А завтра он выкинет такой фортель, что все твои умозаключения и мысли летят ко всем чертям… Сегодня я хочу рассказать о человеке, который поразил меня до глубины души своей многогранность. Сегодня я хочу рассказать о Мифе…
Глава первая. Генерал.
…И меня подхватит ввысь Пегас,
и усадит там, где мне пристало:
на потеху ваших добрых глаз,
в колпаке шута, у пьедестала.
Миф, «Концепт»
Я хочу начать обзор творчества этого автора с того, что обозначу одну из главных черт (затрудняюсь сказать, а какая из них главная), присущую его творчеству. Зовётся эта черта просто – ответственность. Какова бы ни была смысловая подоплёка стихотворения, поэтика и ритмика работы отточена сначала рубанком, потом фуганком, затем наждачной бумагой. Вы не найдёте в его стихах ритмических сбоев и выпадения рифмы. Для того, чтобы доказать это, я не буду представлять множество его работ. Я постараюсь это сделать на примере двух. Прочитав все его работы, вы сами сможете убедиться в моей правоте.
Не надо трогать русских! (басня)
(В соавторстве с В.Прусским)
Однажды летом в парке возле Рейна
два русских рядовых, лакавших пиво,
о смысле жизни спорили красиво.
Беседовали тихо и келейно.
“В солдатской жизни смысла нет в помине!” –
сказал сапер “зеленому” солдату
и, занеся над головой лопату,
с размаху долбанул ему по мине.
Солдат поднялся, скромно улыбаясь,
и, развивая тему разговора,
привычно потянул скобу затвора,
негромко подытожив: “Сомневаюсь…”
На звуки автоматной кононады
сбежалось пол немецкого ОМОНа
и думало посредством мегафона
пресечь развитье этой клоунады.
Но русские горячие ребята
(смышленее тевтонских офицеров)
совместно провернули контрмеры
и взяли в плен немецкого солдата.
А скоро над разрушенным Рейхстагом,
как и тогда, весною, в сорок пятом
воздвигнутым сапером и солдатом
играл германский ветер русским флагом…
Физически не может в рамках узких
славянская натура оставаться,
поэтому взываю к иностранцам:
“Пожалуйста, не надо трогать русских!”
В каждой строфе ритмический рисунок практически безупречен. Конечно, на переливистый плеск ручейка это не похоже (это, скорее, похоже на бурную горную речку, гордую своей силой). При достаточно типичной структуре стихотворения, в каждой строчке видна поистине маниакальная точность подгонки стихотворения. Именно эта черта творчества заставляет не отвлекаться на подстройку и позволяет заняться чистым восприятием работы.
Автором (в данном случае – и соавтором) стихотворение позиционируется, как басня. Тема выбрана достаточна щекотливая… особенно для иностранца. Некоторые могут усмотреть в нём превознесение автором определённой национальности (о расе тут говорить не приходиться – ведь рассказ ведётся о русских). Некоторые, особенно ретивые, читатели даже смогу усмотреть на задниках стихотворения осколки противопоставления русских всем и вся. Но они будут неправы. Если всмотреться повнимательнее, то можно заметить, что набор слов, использованных в работе, не позволяет проследить и признаков превосходства. И правда, ну о каком превосходстве можно говорить, если употребляются такие фразы, как «лакавших пиво», «долбанул по морде». Скорее, тут налицо попытка Мифа описать существующее положение вещей с некоторой, свойственной его творчеству, лукавой улыбкой…
Если уж говорить откровенно, то, в моём понимании, басня строится на легко прослеживающихся аналогиях персонажей. Тут же имеет место прямое указание… С другой стороны, Миф определил жанр, значит так тому и быть. Лучше давайте, посмотрим другое стихотворение.
Личное философичное
У метафизиков я вымолю прощенье
за то, что дальше собираюсь начертать:
наглядна сущность бытия до отвращенья,
не стоит головы ученые ломать!
За жизнь беспечную, как выстрел, холостую,
я вывел сам диалектический трюизм.
В его основе гармонично конфликтуют
и наслаждение, и ложь, и альтруизм.
Все остальное – производное от формы.
И ты, задумавшись когда-нибудь, поймешь,
что комбинируют этические нормы
и альтруизм, и наслаждение, и ложь.
Я сам иллюзии давно уже оставил,
а мой девиз теперь: «Надейся и греши!»,
ведь я отнюдь не исключение из правил,
и, помогая вам, солгу, что от души.
Это стихотворение включает себя несколько черт, которые выделяет его из множества. Во-первых, это стихотворение – размышление. Чистое и умытое. Нет никаких иносказаний, не надо вглядываться в строчки, чтобы докопаться до смысла (условно «непонятные» слова не в счёт – словарик-то Вам на что?). Есть в нём притягательная лёгкость свежего полотенца и нового белья. Именно это позволяет читателю плавно утекать вслед за мыслью автора, не натыкаясь на кочки непонимания и неприятия. Нет, конечно, неприятие может возникнуть в некоторых сердцах. Но даже эти люди не смогут сказать, что стихо-творение читается и понимается сложно. А основная ценность его в том, что оно просто заставляет задуматься. Возможно, это будет спор с собой, своим «Я» (настоящим или социально-ориентированным). Это не важно. Важно то, что мы начинаем задавать вопро-сы… прежде всего, себе…
Буквы, распределённые по отделениям – словам, вливаются в стройные ряды фраз – взводов. А все эти «подразделения», в свою очередь, составляют из себя военный парад стихотворений. А командует всем этим светопреставлением грозная фигура генерала…
Вот только сквозь строгий мундир проглядывает что-то другое…
ГЛАВА 2. Король и Шут
…Я не поэт, и уж совсем не музыкант,
и не стихи пишу, а так, вирши кропаю.
Я графоман, самозабвенный дилетант.
Но, слава Б-гу, я хоть это понимаю!..
Миф, «Откровенно»
Вопреки существующему (и, надо сказать, весьма распространённому) мнению шуты при дворе занимали далеко не самое последнее место. Да, они иногда являлись штатным посмешищем… на людях. На самом деле, часто они являлись одними из наиболее приближённых людей короля или императора… Например, у Петра I был шут-еврей. Его зва-ли Ян д’Акоста. Чиновники называли его просто – «Лакоста». Несмотря на общеизвест-ную нелюбовь Петра к евреям, именно он был его одним из самых любимых и прибли-жённых людей. Ещё долго, вплоть до исчезновения Российской империи и уничтожения династии Романовых, шутов звали не иначе, как «лакоста»… Но закончим с этим кратким экскурсом в историю и вернёмся к Мифу…
В Интернете человеку предоставляется абсолютная свобода выбора. Мужчина, напри-мер, может представиться женщиной. Если взять разнообразные порталы, то выбор псев-донимов и юзерпиков ограничивается только фантазией пользователя. Миф выбрал колпак шута.
Автопортрет, или Попытка к Пикассо
Замыкаются в зеркале зубы и левый зрачок.
Остальное похоже на пятна оконной замазки.
Истерично оборванный рамкой улыбки клочок
отражают не в полном объеме поблекшие краски.
Сигареты бревно белоснежное в пятом углу
компенсирует актом горения псевдостатичность,
а душа, натыкаясь на взгляда тупую иглу,
сообщает о том, что в объекте присутствует личность.
Эстетически выдержан только размазанный фон,
выдающий бесспорный талант рисовавшего это,
а уверенный абрис рельефа несущих колонн
несомненно являет одно из достоинств портрета.
Исключительно важной находкой становится бровь,
искаженная прихотью автора вялым вопросом:
неожиданность линий возводит в художестве новь, –
зарождаясь за ухом, она обрывается носом...
Заключительный вывод, касательно зрелища – смел,
и, в описанном здесь резюме, лаконично изложен:
без сомнения, автор в деталях весьма преуспел,
только в целом выходит довольно отвратная рожа!
Это, как следует из названия, автопортрет. Если проводить аналогии с художествен-ным искусством, то это дружеский шарж… на себя. Конечно, как человек, мало разби-рающийся в тонкостях, я могу только предполагать, каким редким чутьём надо обладать, чтобы нарисовать шарж на самого себя. Как человек, немного разбирающийся в людях, я могу с уверенностью заявить, что таких людей мало. Но именно к этому числу людей можно причислить автора – у него ведь неплохо получается пошутить над собой. В названии не случайно фигурирует имя Пикассо. Миф пытается «нарисовать» шарж, взяв на вооружение восприятие мира этого художника. получилось это или нет? Я считаю, что да. Без сомнения, сравнивать автора с Пикассо просто глупо – даже моего невеликого опыта хватит, чтобы это понять. Но ведь в названии написано «..или Попытка к Пикассо». Тут нет чистоты линий. Более того, можно заметить некоторое намеренное «огрубление» общего рисунка стихотворений, проявляющееся в обилии шипящих звуков и некоторых характерных выражениях, задающих фон («сигареты бревно белоснежное», «похоже на пят-на оконной замазки» и т.д.). но ведь это, всё таки, шарж…
Теперь перейдём конкретно к шутовскому колпаку. Насколько мне известно, шуты остро и едко высмеивали недостатки как простых людей, так и политики государства в целом. Обратите внимание на следующее стихотворение.
Эмигрант
От жаркой погоды в холодном поту,
одет, как потрепанный денди,
сошел как-то вечером в хайфском порту
Остап Ибрагимович Бендер.
В осанке – харизма, во взгляде – металл,
фуражка заломлена лихо.
И, глядя на город, Остап бормотал,
что брать его надобно тихо.
Кругом заграница, огни, красота –
га-Арец, как писано в Торе.
Танцуйте, сбылась идиота мечта,
он в белых штанах и на море!..
Улыбка померкла, поник головой,
и дрожь пробежала по жилам –
зачем он так поздно вернулся домой,
на кой он там бился с режимом?!
Кому он пытался и что доказать,
крапил ради этого масти?
Толпе, позволявшей себя истязать
советской завшивленной власти?
Толпе, доверяющей телевестям,
ленясь докопаться до сути?
Толпе, для которой свобода – пустяк,
которая хочет такого, как Путин?!
Корейко, лишенный моральных преград,
несет диктатуру. Закона?..
И думал Остап, оглянувшись назад:
«Я – жертва! Я – узник Сиона.
Я здесь, я приехал, в кармане билет.
Я стал и мудрее, и старше...
Эх, жалко со мной Паниковского нет –
он был хоть и поц, но из наших...»
И молвил с ухмылкой, как старый сатир,
Остап плотоядно и люто:
«Поскольку напротив есть платный сортир –
по городу бродит валюта».
Я не случайно выбрала это стихотворение. Автор, конечно, предупреждает, что свои стихи он выкладывал не в хронологической последовательности. Но я посмею предполо-жить, что данная работа написана около 2-4 лет назад или ещё раньше. Моё предположение основано даже не на том, что упоминаются некоторые знаковые личности. Просто в своих, как я могу предполагать, более поздних произведениях, Миф действует более изящно. Здесь же… всё начинается, как бы, достаточно спокойно. Сюжетная линия мед-ленно разворачивается по заранее (как – бы) предопределённой дорожке. Но чем ближе кульминация, тем острее язык. В кульминации, которая намеренно отделена от остального текста, Миф с истерического крика неизбежно переходит фальшивому упокоению… Всё заканчивается «смешной» фразой.«Поскольку напротив есть платный сортир – по городу бродит валюта». Но эта фраза – реплика человека, который зажат в угол и хочет продать подороже свою жизнь… так, как умеет. Для сравнения, предлагаю вашему вниманию кое-что из поздних работ.
Переизбранник – политико-эротический памфлет
Кремлевские звездочки в радужном свете –
струится рубиново-алая плазма,
а ниже – гарант у себя в кабинете
доводит родную страну до оргазма.
В сени интерьеров державно-опрятных
владыка с народом, смирившимся с фактом,
дошли после ласк обоюдно приятных
до ратификации, собственно, акта.
Любовник, себя проявляя активно,
стране напророчил дешевые цацки,
и резко ресурсом административным
вошел аж по сам Петропавловск-Камчатский!
Он – молод, силен, несмотря на субтильность,
умелый водитель всего, что ведется.
Он за: процветание, мир и стабильность.
Он против врагов государства. Клянется!..
Вернулся походкой блатной в кабинеты...
Припудрено сверху, застегнуто снизу...
А электорат, перевыбравший это,
идет по домам посмотреть телевизор.
Обратите внимание: при всей прозрачности стихотворения, ничего не конкретизировано. Мы можем, разделять мнение автора, соглашаться с ним или не соглашаться. Это, конечно, наше дело. Но это стихотворение уже нельзя назвать истеричными. Рассказ ведётся с саркастической и жёсткой ухмылкой (даже не усмешкой). Слова порываются мел-кими надрезами вскрыть надрыв…
Ни при каких обстоятельствах это стихотворение нельзя назвать незрелым. Это уже сатира, и сатира серьезного уровня. Что особенно странно (а может, это – закономерно?), сам автор не проживает в России. В этом ракурсе, его улыбка приобретает некоторую гру-стную ноту… Он безжалостен к нам и, при этом, скорбит о нас и о стране, которая должна быть Великой по определению.
Что ж, я попыталась описать Вам то, что увидела (а увидела я немало интересного). Но это ещё не всё…
ГЛАВА 3. Неисправимый…
…Я не люблю ничего обещать,
но это не просто слова:
мне тяжело без тебя дышать!
Что дальше – решай сама!
Миф, «Послушай, я не могу без тебя»
Некоторые люди считают, что лирические стихотворения показываю их слабость. Я не берусь это утверждать точно, но… Миф один из них. У него есть лирика. Но она опубликована только на одном ресурсе – Stihi.ru. Как я уже говорила ранее, автор не даёт возможность проследить хронологию написания работ, чем создаёт себе надёжный тыл. От кого… это мне неизвестно. Чтобы продемонстрировать отношение автора к собственной лирике, я предлагаю Вашему вниманию следующее стихотворение
Молитва
(Женечке, Лине)
Господи, прошу не за себя.
Господи, прошу не очень много.
Пусть у тех, о ком молюсь, любя,
будет не извилистой дорога.
Пусть их минет горькая печаль,
холод пустоты, рутина скуки,
пусть им ничего не будет жаль,
будут пусть короткими разлуки…
Просто ты помилостивей будь
к двум твоим, любимым мной, созданьям.
Господи, прошу совсем чуть-чуть…
Все, аминь… Спасибо за вниманье…
Стихотворение далеко не так обычно, как кажется. На первый взгляд, всё просто: у автора есть люди, сутьба которых для него небезразлично. Вот он и молится за них. Со всей любовью и верой в лучшее, он желает им счастья на протяжении всей жизни. Здесь нет Мифа. Здесь есть только два человечка… и Любовь. Любовь, которую автор многократно отвергает на своём пути. Любовь, в которую, по его заверениям, он просто не верит. Но эта молитва сильнее всех канонических молитв любых религий и верований! Своей искренностью и силой она просто… нет, не вгоняет в землю. Она просто окунает нас в нежность… Но не всё так просто. Миф был бы не Миф, если бы последние строчки не звучали так, как они звучат здесь:
Господи, прошу совсем чуть-чуть…
Все, аминь… Спасибо за вниманье…
Последние строчки буквально придавливают к земле. Все ощущения, возникшие до под-готовительной предпоследней и кульминационной последней теперь должны безвольно бродить по душе, лишённые высоты и крыльев… Как ни странно, этого не происходит. Прочитав стихотворения, которые опубликованы в сети (без сомнения, это не всё, что на-писано автором), приходишь к интересному выводу: в момент написания этого стихотво-рения, романтическая сторона души всецело овладела автором, но… автор всем видом по-казал читателю, что это – всего лишь минутная слабость. Почему? Стихотворение, на са-мом деле, очень личное. У меня возникло впечатление, что последние строчки призваны сгладить неловкость перед самим собой. Нет, не за то, что он пожелал такое – это как раз от всего сердца. За то, что это оказалось на бумаге, а рукописи не горят, как сказал Булгаков…
Другие лирические работы автора когда нежны, когда язвительны, а иногда – это просто слова безнадёжно влюблённого юнца. Немного сбивчивые, несмелые, но очень эмоциональные. Ведь даже в этом человеке, исповедующем материализм, среди бесконечно – ровных рядов колонн и геометрически правильных стен лабиринтов бродит вечно молодой, стройный и порывистый молодой человек, имя которому – неисправимый… романтик.
В этой короткой статье я не смогу полностью раскрыть творчество автора, но общие его черты я, как мне кажется, отметила и перечислила. Где-то, возможно, завуалировано. Где-то – излишне резко… В любом случае, Вам никто не мешает самостоятельно почитать его работы и составить собственную Мифологию…
link – авторская страничка на Стихире
link – авторская страничка на Skill.ru
ZanozA