Аристократичный кич /  Миф mif
29.07.2006 22:52:00

Народ! Перед вами заказуха, и это есть хорошо!

До жизни такой я дошел сознательно: набился в друзья-приятели к начальству и схлопотал кучу работы на мою взъерошенную голову. Врать не стану: болтать люблю. Тем более, когда есть повод, а он в данном случае – весьма нагляден и интересен.

Подозреваю, что идея поручить осуществление краткого критического обзора творчества уважаемого aristocrat-а именно мне родилась в сообразительной головке Высокого Стройного Начальства, не упустившего из виду недавнее награждение мифической анти-премией одного из произведений автора. Сверху был спущен лаконичный и вежливый циркуляр, в котором обращались ко мне с титулом «эксперт», так что отказаться не хватило духу: амбиций и тщеславия у меня – в масштабах космических. Да и желания отклонить предложение, говоря откровенно, у меня не возникло, поскольку внимательное чтение стихотворений г-на aristocrat-а, еще до отправки хозяйке ответа на предложение, заинтересовало меня, как гнездо иволги пытливого юнната. Что ж, мы работы не боимся, пусть она боится нас.

Все последующие утверждения и умозаключения прошу рассматривать в качестве экспериментирования с интерпретацией, на которую у меня хватило умственных способностей. Также прошу прощения у уважаемого автора, если что-то переврал, недопонял или не оценил по достоинству.

К телу.

Я рассчитываю, что вы извините мне следующий каламбур (уважаемый автор в первую очередь). На мой взгляд, стихи Аристократа звучат весьма «пролетарски». Соцарт здесь – ключ ко всему. Казенный сермяжный клич агит-плаката сменяют парадные кричалки и вести с полей. Рапорты о жертвовании простыми рабочими средств на развитие науки и сцены шумных народных гуляний доведены до абсурда и бреда авторским голосом вполне закономерно, поскольку наблюдаемые читателем события и явления абсурдом и бредом представляются по своей сути.


(«Физика плазм»)

…Строитель сложил купюры
В большой портмоне-кошелёк
И вот он настойчивым шагом
В Сбербанк по тропинке идёт

Пришел, взял квитанцию смело
И в ней аккуратно вписал
Я жертвую деньги все эти
В развитие физики плазм…



(«Когда грустно»)

…А когда устанут очень
Цимбалисты бить по струнам
К ним на выручку приходят
Гусляры играть на гуслях…

Героика будней занимает почетное место в этом смысловом ряду. Программная поэма «28 космонавтов» в этом смысле наиболее яркое произведение. Супергероические персонажи совершают в космосе невозможные, мультипликационные подвиги, но, вернувшись на землю, откалывают коленца еще более фантастические. Например, бегают наперегонки в скафандрах или танцуют с одной единственной девушкой.

(«28 космонавтов»)

…Но кончай болтать об этом
Дискотека все же – танцы
Белый танец объявили
И девица пригласила 28 космонавтов…

Выпадение в сопредельное измерение – или даже через одно – происходит незамысловато и заметно, и от того, наверное, вдвойне увлекательно: даже на простом графическом уровне автор весьма изобретателен. Чего стоит удалый Коля, рассекающий просторы поля на НЕ огромном комбайне?!

(«Комбайнер»)

…Комбайнёр удалый Коля
На комба...ине огромном
Рассекал просторы поля,
Собирая урожаи…

Вакханалия ирреальности в подобных местах наиболее наглядна и выпукла. Скажем, «ледокол могучий атомный крейсер «Владимир Ленин», погружающийся в воду медленно, рассекая люды Антарктики» в «Ледоколе». Или рутина врага танкиста в «У танкиста выходной».

(«У танкиста выходной»)

У танкиста выходной
Враг устало отдыхает
Жарит мясо на костре
И рябину собирает…

Об особенностях художественных исканий весьма красноречиво повествует произведение, которое можно, пожалуй, рассматривать в качестве своеобразного творческого автопортрета. Оно достойно быть приведенным целиком.

«Художник»

Подобно мотору трактора
Работает крепко и чётко
Художник, встав за мольбертом
Как за станком токарным

Он кистью проводит смело
По глади холста и макает
Кисть эту в краску синюю
Словно торпеду в море

Художник – подобно ракета
С двигателем реактивным
Взлетает к вершинам искусства
И там парит в невесомости

Сталевар холста и бумаги
Он плавит метал иллюзий
Создавая картины бесценные
Икебаны и инсталляции.

К слову, несмотря на своеобразный стиль, Аристократ – тонкий лирик, не чурающийся к тому же философских мотивов и рефлексий в анализ мотивировки, истоков, почвы, фундамента и возможностей собственного творчества, сетуя при этом на бесшабашность натуры и, если хотите, кризис жанра.

(«Я бы»)

…Но не быть мне музыкантом
Потому что я философ
И всё время своё трачу
Я на думать головою…

…Вот так жизнь вся и проходит
В девках, картах и весельях
Ни какой тебе музыки
Ни какого вдохновения.

И напоследок. Поскольку в жизни, так или иначе, в самом широком смысле рифмуется все и все взаимосвязано, то, возможно, имеет смысл внести дисгармонию отсутствием рифмы, размера и четкого ритма, подчеркивая, таким образом, индивидуальный нигилистический почерк: это даже не постмодерн (поскольку соцарт периодически сдает позиции жанрово, воплощаясь стилистически), это круче, это его зеркальное отражение вверх ногами, это кич. Помимо этого, мерещится что-то от песен акынов – их можно писать теоретически бесконечно, в журнале пробовали и получалось довольно похоже, но не так. Так получается только у Аристократа.

Справедливости и полноты картины ради добавлю, что среди произведений уважаемого автора попадается и откровенная чушь, но эта самая малая из цен, которые вынужден платить художник, балансирующий на тонких гранях ирреального и абсурдного, малейшее отступление от сути которых гарантирует обвал в примитив и вычурность. Пожелаем же г-ну aristocrat-у всегда чувствовать прохладу тончайшего острия стиля, по которому он движется, подобно канатоходцу.

Работа выполнена в рамках Положения о бонус-баллах (см. Правила сайта). Администрация.
29.07.2006
просмотры: 13380
голоса: 0
золотой фонд: 0
комментарии: 7
Миф mif
Комментарии