Записки злого редактора. Часть первая. /  Елена Н. Янковская Yankovska
03.02.2010 23:04:00
Иногда начинаю подозревать, что редактор – это не профессия, а склад мышления. Даже если редактируешь какой-нибудь не слишком широко известный в узких кругах журнал и свою работу, судя по кухонным разговорам, не любишь, даже на досуге порой нестерпимо хочется взять красный карандаш и прямо по монитору вносить правки во всё, что читаешь. Итак, несколько советов, как подручными средствами улучшить свои тексты, выведенных методом проб, ошибок и чтения большого количества чужих опусов (специально для авторов, считающих себя новаторами и ниспровергателями авторитетов, напоминаю: даже чтобы нарушать все мыслимые правила, надо их знать).

1. 90% рассказов начинаются с того, что наступило утро и главный герой проснулся (если речь о так называемой современной прозе, то наверняка с бодуна и от телефонного звонка). С одной стороны, это вполне логично, потому что если утро наступило, а герой не проснулся, это уже то ли чёрная комедия, то ли зомби-хорор, в любом случае, жанр на любителя, а если герой проснулся, а утро так и не наступило, то тоже что-то не особо массовое. Но с другой (памятка автору: начинать предложение, а тем более – абзац с «но» вообще-то неправильно) налицо парадокс, потому что каждый автор при этом хочет написать что-то новое. Герой – это не офисный служащий, который должен явиться ровно в девять ноль-ноль, иначе штраф, вызов на ковёр к начальству и увольнение. Ему ничто не мешает показаться на глаза читателю в два часа дня, полпятого вечера или даже после полуночи.

2. Если герой – человек или представитель какого-то общеизвестного биологического вида, то читатель вполне в состоянии представить его анатомическое строение, и в описании надо заострять внимание только на его личных особенностях. Читатель в курсе, что у среднестатистического человека две ноги, и количество конечностей героя стоит упоминать только если оно отличается от нормы.

3. Принцип «Жопа есть, а слова такого нет» годится только для анекдотической Марьиванны. Решать, есть ли в мире ваших героев эта часть тела, вам, но если существует она, то существует и слово, её обозначающее. Это относится не только к частям тела, ругательствам и малоприличным словам, но и к любой детали создаваемого мира. Если герой сморкается, то он именно сморкается, а не облегчает нос посредством платка, а если выпускница института благородных девиц спотыкается и падает, она всё же говорит «Ой!» или, в крайнем случае, «Блин!», а не пользуется большим петровским загибом. А сексуальная сцена с участием таких органов как писечка и пипка вызывает чаще смех и недоумение, чем те чувства, ради которых она сочинялась.

4. Многоточия... после... каждого... слова... Ассоциируются скорее с астмой и прочими дыхательными проблемами, чем с богатым внутренним миром, который автор пытается ими продемонстрировать. Он, кстати, гораздо лучше демонстрируется словами, чем паузами между ними (умение одним многоточием сказать больше, чем многими страницами текста, мало кому дано и является скорее исключением). Если вы всё же употребляете многоточия, учтите, пожалуйста, что оно состоит из трёх точек, а не из стольки, сколько вам не лень поставить.

5. Писать предпочтительно о том, что знаете. В смысле фактической стороны истории. Если психологические детали некоторые авторы воспроизводят вполне достоверно, то в быту героев нередко окружает клюква редкой развесистости. Автор, живущий в центре столицы, как правило, довольно неуклюже описывает реалии глухой провинции, основываясь на опыте единственной в жизни поездки в Капотню, а быт раковых больных (начинающие авторы очень любят награждать героев этим заболеванием, считая, что это добавляет драматичности и правдоподобия провисающей истории; при этом рак является своего рода признаком тонкой душевной организации героя: почему-то считается, что сволочи им не болеют) в исполнении человека, ничем, кроме насморка, никогда не хворавшего, кажется совершенной фантасмагорией.


Продолжение следует.
информация #17206
просмотры:
в золотой фонд:
голоса:
закладки:
Злостных нарушителей описанных правил тут вроде и не водится, вывешиваю просто похвастаться, какую штуку написала.
03.02.2010
просмотры: 11788
голоса: 0
золотой фонд: 0
комментарии: 1
Елена Н. Янковская Yankovska
Комментарии
longbob 2009-01-12 14:34
Прекрасное стихотворение, блестящее и зимнее.
Спасибо, так держать!
Longbob.
Bogathenko 2009-01-12 15:54
Благодарю Вас, дорогой longbob!
Bajun 2009-01-12 20:39
Крутила Вьюга с каждым - без разбора,
Но все старания летели псу под хвост,
Не принося желанного почёта:
Прогнившим был у сей картины холст.

....
Bogathenko 2009-01-12 20:44
Каждый судит в меру своей испорченности (как говорится))))))
Bajun 2009-01-12 21:13
Истинно - так, об этом же пародия и - вещает ;)))
Bogathenko 2009-01-12 21:52
Bajun, ну-ну, глазастенький пародист разглядел даже изнанку)))))))), а я - на хрустальные пуанты загляделась:-)
Bajun 2009-01-18 06:50
)) §б§е§С§Я§д§н... §з§в§е§г§д§С§Э§о§Я§н§Ц

§¬§в§е§д§Ъ§Э§С §¤§в§е§Я§с fouettЁ¦ §Ъ §У§Щ§Ф§Э§с§Х§н
§і§У§а§Ъ §Т§в§а§г§С§Э§С: §Ь§С§Ь §д§С§Ю §в§Ц§Ш§Ъ§г§г§Ч§в,
§Ї§Ц §з§а§й§Ц§д §Э§Ъ §Ц§Ы §б§а§Х§С§в§Ъ§д§о §Т§в§Ъ§Э§о§с§Я§д§н,
§µ§д§в§а§Ъ§У §д§С§Ь §Ш§Ц §л§Ц§Х§в§н§Ы §Ф§а§Я§а§в§С§в.

§°§Я§С §Ь§в§е§д§Ъ§Э§С§г§о §д§С§Ь, §й§д§а - §У§г§с §Ъ§Щ §Ь§а§Ш§Ъ
§і§У§а§Ц§Ы - §б§а§й§д§Ъ §й§д§а §У§н§Э§Ц§Щ§Э§С §г§а§У§г§Ц§Ю,
§°§б§в§Ц§Ш§С§с §д§Ц§Ю§б §У§в§С§л§Ц§Я§Ъ§Ы §б§С§й§Ь§Ъ,
§°§б§Ц§в§Ц§Ш§С§с §Ш§Ъ§Щ§Я§Ъ, §Х§С§Ш§Ц, §д§Ц§Ю§б.

§Ў §д§е§д §Ь§С§Ь§С§с-§д§а §Ь§а§в§а§У§С §Ъ§Щ §±§С§в§Ъ§Ш§С
§і§Ь§С§Ь§С§д§о §б§а§к§Э§С §б§а §г§и§Ц§Я§Ц §и§Ц§Э§н§Ы §С§Ь§д.
§Є §д§а§д §Т§С§Я§Ь§Ъ§в, §й§д§а §г §Я§Ц§Ы §У§й§Ц§в§С §Т§н§Э §У §Э§а§Ш§Ц,
§Ї§С §п§д§е §Я§а§й§о §г §Я§Ц§Ы §Щ§С§Ь§Э§р§й§Ъ§Э §Ь§а§Я§д§в§С§Ь§д.

§Ј§г§с §д§в§е§б§б§С §Я§Ц§Я§С§У§Ъ§Х§Ц§Э§С §Т§С§Я§Ь§Ъ§в§С,
§Ї§а §в§Ц§Ш§Ъ§г§г§Ч§в §д§С§Ь §Э§Ц§Т§Ц§Щ§Ъ§Э §б§в§Ц§Х §Я§Ъ§Ю,
§№§д§а §¤§в§е§Я§с §Ъ §г§У§а§Ъ§Ю §е§Ю§а§Ю §г§Ю§Ц§Ь§Я§е§Э§С:
"§і§з§а§Ш§е-§Ь§С §Щ§С §б§а§в§д§У§Ц§Ы§Я§а§Ю §У §Ю§С§Ф§С§Щ§Ъ§Я."

§Ґ§в§е§Ф§а§Ы §Т§С§Я§Ь§Ъ§в §Ю§а§Ф §Х§С§д§о §Ц§Ы §Ю§Я§а§Ф§а §Т§а§Э§о§к§Ц,
§°§Я§С §г§Ю§а§Ф§Э§С §Т§н, §д§а§Ш§Ц, §Х§С§д§о §Ц§Ю§е...
... §Ь§а§Ф§а-§д§а §п§д§Ъ §Х§в§с§Щ§Ф§Ъ §в§С§г§д§в§Ц§У§а§Ш§С§д,
§Ў §с, §б§а§У§Ц§в§о§д§Ц, - §У§Ъ§Х§Ц§д§о §Я§Ц §Ю§а§Ф§е.
Bajun 2009-01-18 06:53

§б§е§С§Я§д§н ... §з§в§е§г§д§С§Э§о§Я§н§Ц... ))

§¬§в§е§д§Ъ§Э§С §¤§в§е§Я§с fouettЁ¦ §Ъ §У§Щ§Ф§Э§с§Х§н
§і§У§а§Ъ §Т§в§а§г§С§Э§С: §Ь§С§Ь §д§С§Ю §в§Ц§Ш§Ъ§г§г§Ч§в,
§Ї§Ц §з§а§й§Ц§д §Э§Ъ §Ц§Ы §б§а§Х§С§в§Ъ§д§о §Т§в§Ъ§Э§о§с§Я§д§н,
§µ§д§в§а§Ъ§У §д§С§Ь §Ш§Ц §л§Ц§Х§в§н§Ы §Ф§а§Я§а§в§С§в.

§°§Я§С §Ь§в§е§д§Ъ§Э§С§г§о §д§С§Ь, §й§д§а - §У§г§с §Ъ§Щ §Ь§а§Ш§Ъ
§і§У§а§Ц§Ы - §б§а§й§д§Ъ §й§д§а §У§н§Э§Ц§Щ§Э§С §г§а§У§г§Ц§Ю,
§°§б§в§Ц§Ш§С§с §д§Ц§Ю§б §У§в§С§л§Ц§Я§Ъ§Ы §б§С§й§Ь§Ъ,
§°§б§Ц§в§Ц§Ш§С§с §Ш§Ъ§Щ§Я§Ъ, §Х§С§Ш§Ц, §д§Ц§Ю§б.

§Ў §д§е§д §Ь§С§Ь§С§с-§д§а §Ь§а§в§а§У§С §Ъ§Щ §±§С§в§Ъ§Ш§С
§і§Ь§С§Ь§С§д§о §б§а§к§Э§С §б§а §г§и§Ц§Я§Ц §и§Ц§Э§н§Ы §С§Ь§д.
§Є §д§а§д §Т§С§Я§Ь§Ъ§в, §й§д§а §г §Я§Ц§Ы §У§й§Ц§в§С §Т§н§Э §У §Э§а§Ш§Ц,
§Ї§С §п§д§е §Я§а§й§о §г §Я§Ц§Ы §Щ§С§Ь§Э§р§й§Ъ§Э §Ь§а§Я§д§в§С§Ь§д.

§Ј§г§с §д§в§е§б§б§С §Я§Ц§Я§С§У§Ъ§Х§Ц§Э§С §Т§С§Я§Ь§Ъ§в§С,
§Ї§а §в§Ц§Ш§Ъ§г§г§Ч§в §д§С§Ь §Э§Ц§Т§Ц§Щ§Ъ§Э §б§в§Ц§Х §Я§Ъ§Ю,
§№§д§а §¤§в§е§Я§с §Ъ §г§У§а§Ъ§Ю §е§Ю§а§Ю §г§Ю§Ц§Ь§Я§е§Э§С:
"§і§з§а§Ш§е-§Ь§С §Щ§С §б§а§в§д§У§Ц§Ы§Я§а§Ю §У §Ю§С§Ф§С§Щ§Ъ§Я."

§Ґ§в§е§Ф§а§Ы §Т§С§Я§Ь§Ъ§в §Ю§а§Ф §Х§С§д§о §Ц§Ы §Ю§Я§а§Ф§а §Т§а§Э§о§к§Ц,
§°§Я§С §г§Ю§а§Ф§Э§С §Т§н, §д§а§Ш§Ц, §Х§С§д§о §Ц§Ю§е...
... §Ь§а§Ф§а-§д§а §п§д§Ъ §Х§в§с§Щ§Ф§Ъ §в§С§г§д§в§Ц§У§а§Ш§С§д,
§Ў §с, §б§а§У§Ц§в§о§д§Ц, - §У§Ъ§Х§Ц§д§о §Я§Ц §Ю§а§Ф§е.
Bajun 2009-01-18 06:55

пуанты ... хрустальные... ))

Крутила Груня фуэте и взгляды
Свои бросала: как там режиссёр,
Не хочет ли ей подарить брильянты,
Утроив так же щедрый гонорар.

Она крутилась так, что - вся из кожи
Своей - почти что вылезла совсем,
Опрежая темп вращений пачки,
Опережая жизни, даже, темп.

А тут какая-то корова из Парижа
Скакать пошла по сцене целый акт.
И тот банкир, что с ней вчера был в ложе,
На эту ночь с ней заключил контракт.

Вся труппа ненавидела банкира,
Но режиссёр так лебезил пред ним,
Что Груня и своим умом смекнула:
"Схожу-ка за портвейном в магазин."

Другой банкир мог дать ей много больше,
Она смогла бы, тоже, дать ему...
... кого-то эти дрязги растревожат,
А я, поверьте, - видеть не могу.
Bajun 2009-01-18 07:52
Извиняюсь: дважды кодировка - слетела...
Надеюсь, что редакторские ножницы ещё не затупились ;)