Квартет в тональности до-минор /  mickic
01.12.2011 09:52:00


Квартет в тональности до-минор


Квартет – ансамбль из 4-х исполнителей с само-
cтоятельной партией у каждого из них. Квартета-
ми называются также произведения для такого
ансамбля. Инструментальные квартеты – камерный
жанр. Один из важнейших видов камерной музыки-
струнный квартет в составе: 2 скрипки, альт,
виолончель...
Музыкальный словарь

«Украл отсюда, оттуда и склеил
вместе"
Людвиг ван Бетховен




I


Скорбный сонет или партия
двух скрипок



«Sonata quasi una fantasia» -
– в переложении для двух скрипок



…о, как играла ты тогда,
когда в пустой квартире гулкой
из старой клавишной шкатулки
плеснула лунная вода!

…набатно-лунные аккорды
к луне летели высоко,
сквозь звёзд разлитых молоко
набаты били-били гордо…

…и звуки падали дождем
с ночной листвы в луны проём,
на лунный сад, на лунный дом,
где мы – вдвоём, где мы – вдвоём,
где мы – вдвоём…

…я возвращаюсь в старый дом,
который помнит всё, что слышал,
тот лунный вал до самой крыши
и нас двоих – мы еле дышим,
выныривая в явь с трудом…

…вновь музыка дом щепкой кружит,
и он, скрипучий и больной
не от жары и не от стужи –
- от половодья под луной…

…что делать? полнолунье вновь
несёт его, как берестянку,
под трёх мостов стальную бровь
в Заяузье, до Серебрянки…


…и дом, как будто что предзная,
скрипит в сомненьи: в праве ль знать?
и слово долго подбирает,
и все скрипит, чтоб досказать…

в его натужном откровеньи
не меркнет полнолунья свет,
и оправданье-обвиненье
обронит скорбный мой сонет:

(17.05.11)



Скорбный сонет


...здесь медлит жизнь, промчавшая бегом
и лишь мельком окинутая взглядом...
И горше нет на этом свете яда,
чем видеть снимков мраморный альбом...


Посевов смерти бесконечны гряды,
здесь – каждого надел, последний дом...
Чуть шевелит недвижимым крылом
тень ангела из-за ограды рядом...


И память затянуло узелком,
что дорожишь вот этим уголком
березняка в делянках из оград,

где сводятся и сходятся концы,
где рай лесной на самом деле – ад
и где равны и старцы и юнцы...

(27.12.09)




II


После или партия
альта



«...есть у Бетховена...словно наслаждение,
наваждение, упоение печалью, блаженство
скорби..."
Э. Эрио, Жизнь Бетховена.




...найди, найди свой, скрипка, отголосок!
в безмолвном царстве плачущих теней
блуждает он, покинутый подросток,
и ждёт, что будет голос твой слышней:

послышатся ли колокола вздохи,
и голос чей то, иль пастушья трель
звенит, как смех сквозь слёзы резвой крохи,
или под вязом – Тирсиса свирель...

и белый пух от тополей иль снега
крестильных, погребальных ли холстин
льнёт к скрипу музыкального ковчега:
» Ах, ах, мой милый-милый Августин!»...

и щебет щебня из гортанной пены
в безмолвии бездонно-бирюзовом
перебивает голос Демосфена
своим безмолвствующим словом...

в напевах умного бамбука
услышь с предвосхищеньем смертной боли
рецепт сдиранья кожи с тела звука
и варки кожи с желчью лунной соли...

слушая глухое придорожье,
брякает уздой упрямый ослик...
в необъятной звёздности подстожья
вспомнить бы, что будет после, после...

(11.11.11.)




После…


Я потом буду думать : « Вот видишь,
Всё так просто и всё обошлось,
Мир устойчив и вряд ли сдвинешь
Его крепко подбитую ось …»

А тогда, когда всё же решился
И открыл эту страшную дверь,
Я всё думал : «Здесь свет искрошился
И включён в постскриптум потерь …»

За отдёрнутой занавеской,
Когда форточку открывал,
Теневые, как тюль, арабески
С запылённых летели зеркал.

И сгущал утомлённые тени
Долгий вечер над тенью чела,
Все потери и обретенья
Скрыли тюлевые крыла.

А трюмо, как крылатый складень,
Отразит всё, что жизнь открыла,
Всё, что вспомнилось-думалось за день,
Всё, что будет, что есть, что было …

Моим голосом дверка с трещиной
Проскрипела ( совсем невтерпёж !) :
«Ты была моя Первая Женщина,
ты сюда никогда не войдёшь …»

Портрет безвременья – в сквозном стекле,
Иль воздуха живое уплотненье,
Сквозняк летит на тюлевом крыле,
Иль ангела мелькает оперенье …

…Я, маленький, как солнышко лучусь,
несу Тебе огромное объятье,
но вот – споткнулся … и давно молчу
перед оконным комнатным распятьем …

01.01.08




III



Востряково

или партия виолончели



«...когда ранние утра и поздние вечера стали
особенно невыносимы, я с болезненной охотой,
сознавание которой вызывало у меня самого
слёзы, продолжал работу..."
В. Набоков, Ultima Thule


»...когда огонь листвы окрест
тускнеет в снежной пелене,
как луч заката на стене,
как сумерек последний жест,

когда средь звёзд Полярный Крест
в осеннем небе – знак судьбы,
как исполнение Мольбы,
пронзивший Подреберье шест..." -

- читаю неба фолиант
с усмешкой звездочёта-скифа
я, обречённый музыкант,
распятый вьёлончельным грифом,

как зачарованный гончар,
лепниною из струнной глины
я обжигаюсь сгоряча
об обнажённый звук лучинный,

...звучит восторгом высота!
я – на...костре, «опоре» шаткой,
и сам (святая простота!)
несу дрова в костёр охапкой,

...предвижу с дымного отрога,
уже золой смыкая веко,
очеловечиванье бога,
обожествленье человека,

...и выше детскости обид,
взрослей безумности отваги
звук – за скорлупкой пирамид,
на нотной скорлупе бумаги...

стекают звуки с бересты
старушьей песней стариковой
на бесконечные кресты
в березняке под Востряковом...


(30.11.11.)




Востряково

Расчерчено в сознаньи схемой плана,
реальным контуром в маршруте достиженья,
оно вживилось вечным ощущеньем,
нет – предсознаньем цели и задачи
на протяжённости дремотного метро
с дождём автобусного ожиданья
и длинными аллеями рядов,
уснувших средь тиши захоронений...


Как некий календарный срок – души оброк,
иль благости легкодоступный откуп
ценой прилежно сделанной работы:
собрать листву и ветошь павших веток,
протирка мрамора линялой плотью ткани...

...а ты сидишь на стульчике складном
и наблюдаешь, тихо улыбаясь,
как убираю я твою могилу,
и дождь макает мир в свою текилу,
и, захлебнувшись влагою хмельной,
обычно говорю тебе, с тобой,
привычно обращаюсь я к тебе – ты помнишь...


...день начинается недели за три
подробным расписаньем распорядка:
пораньше встать, не мешкая напрасно,
собрать необходимое в дорогу,
со списком доскональным сверясь точно;
не отвлекаясь к внешним передрягам,
всё время разговаривать с тобой...

и так – с тобой! – к твоей могиле ехать,
заметив, может, вдруг – берёзы ветка
дрожит, как вена голубая у виска
и протекает мимо, словно дождь
стекает с ветром ветровым стеклом вечерним
в зелёную текилу светофора,
которую мне пить недели три,
и горечью привычной напитавшись,
привычно новый день свой начинать...

(03.11.08)



Post scriptum


...квартет окончен...за закрытой дверью
остались жить воспоминаний звуки,
и тени их – неистовые руки -
- ещё во власти трепетных поверий,
ещё дрожат от колких напряжений,
вживаясь в неминуемость разлуки,
в беззвучное томленье вечной муки...

(18.02.11)






















01.12.2011
просмотры: 9570
голоса: 2
золотой фонд: 0
комментарии: 7
Комментарии