Покойник в доме – не к добру... / Юрий Юрченко Youri
(Номер к музыкальному спектаклю Театра Наций «ЖЕНИХИ» (муз. Исаака Дунаевского)
[pic:rian.jpg]
.
Действие спектакля «крутится» вокруг сватовства к новоиспеченной
вдове зажиточного трактирщика (в финале чудесно воскресшего) незадачливых
пятерых женихов. Гробовщик, бильярдный маркер, дьякон, извозчик и повар
сватаются к вдове усопшего трактирщика Аграфене Саввишне.
Материальных мотивов никто не скрывает, промеж собой интригуют, попадают
в комический переплет. В матримониальную компанию то и дело врезается
советско-коммунальная идеология с дележкой метража, уплотнением и бюрократической
волокитой...
Всё действие укладывается в один день: поминки «органично» перетекли
в свадьбу, – в рез-те непродолжительной, но ожесточенной борьбы между «женихами»,
победу одержал маркер, восседающий во главе стола (уже в пиджаке «покойника»).
В разгар «свадебного застолья», неожиданно для всех, появляется «покойник»…
Финальная сцена «Воскрешение».
В сцене участвуют:
"ПОКОЙНИК" – трактирщик Иван Самсоныч
"ВДОВА" – Аграфена Саввишна (Груша);
"ЖЕНИХИ" – гробовщик, дьякон, извозчик и повар;
главный претендент на руку вдовы –
бильярдный маркер Роман Казимирович Гусь-Плешаковский;
подмастерья гробовщика.
«ПОКОЙНИК»
- Дай съесть, вдова, чего-нибудь
Супругу – вот он! – на пороге!..
Вчера набрался так, что чуть
Не протянул сегодня ноги…
Дуди, трубач, в свою трубу:
Покойный муж – к жене вернулся! –
Видал я всех всегда в гробу,
А нынче – сам в гробу проснулся…
ПОП
- Покойник в доме – не к добру!..
«ПОКОЙНИК»
("вдове")
- Скажи попу, чтобы заткнулся!..
Видал я всех всегда в гробу,
А нынче – сам чуть не загнулся…
ПОП
- Изыди!..
ИЗВОЗЧИК
– Труп пришел к жене!..
ГРОБОВЩИК
– А так не скажешь, что он помер…
ПОВАР
- Не по себе, вдруг, что-то мне…
ПОП
- Нечистый отчебучил номер!..
«ПОКОЙНИК»
- ...Нет, смерти я – не по зубам!
«В последний путь!..» А я – проснулся:
Такой тут подняли бедлам,
Что я в гробу перевернулся!
«ВДОВА»
(маркеру)
- Гусь, ну-ка, ущипни меня…
МАРКЕР
- Сдурела? – при живом-то муже!..
ГРОБОВЩИК
- Жив или мертв, – жених не я!
ИЗВОЗЧИК
- Товарищ труп! Вам хто здесь нужен?
Поп первым из «женихов» начинает соображать, что произошло
ПОП
- Вот вам пример Господних дел:
Что крест животворящий может, –
Молился – лба я не жалел,
И он услышал, Святый Боже!..
Ох, нелегко пришлось тут мне,
Но: «Верьте мне!..» – Он говорит нам, –
И ты воскрес, Иван, зане
Он внял, Господь, моим молитвам!
«ВДОВА»
(бросаясь к «покойнику»)
- Я знала, Ваня, ты – живой!
И что придешь ко мне еще ты!...
А не вернулся б –
день-другой –
И я – свела бы с жизнью счеты!..
Весь день мечусь тут, среди стен,
Какой-то… раненою ланью…
Нет! – я не верила им всем! –
Я знала: ты вернешься, Ваня!
____
ПОДМАСТЕРЬЯ ГРОБОВЩИКА:
– Зря, что ль, старались –
гроб-то с комфортом?..
ИЗВОЗЧИК
– «Mors immortalis...
Vita post mortem"… *
МАРКЕР
- Родной!.. Самсоныч!.. Старый друг!.. –
Казалось бы: ну, что случилось? –
Жил человек, и – помер, вдруг,
А будто – солнце закатилось!..
И захотелось, Ваня, так
Потрогать всё, в чем был ты счастлив!..
К примеру, твой надеть пиджак,
Чтоб ощутить тебя отчасти…
ГРОБОВЩИК
– От счастья звон, Вань, в голове:
Усоп, и, вдруг – воскрес обратно…
А я, тут, гроб твоей вдове
Решил, вообще, отдать бесплатно! -
Я душу ведь вложил в твой гроб,
Травы насыпал в изголовье –
Помягче, подушистей чтоб… –
Со всей моей к тебе любовью…
ПОВАР
- ...А мы тут, вишь, поминки, Вань,
С таким устроили размахом!..
Садись, возьми стакан – помянь
И ты покойника, мир праху…
В руках не держится черпак –
В таком, поверишь, катаклизьме…
Но я всё приготовил так
Как ты, Иван, любил при жизни…
ИЗВОЗЧИК
- Самсоныч! Съездил на тот свет? –
Ну, как тут в чудо не поверишь?!
Ты вечно будешь жить, сосед! –
«Samsonith longa, vita brevis!» –
Я, Ваня, всё видал, кажись,
Но первый раз – такой вот случай…
«Est rerum omnium…» (мол, жизнь…)
“…Magister usus» (…всех нас учит). *
"ВДОВА"
- …А ты лежишь, такой, в гробу –
Красив – не передать словами!..
Поп над тобой: «Бу-бу, бу-бу…»
А я не верила им, Ваня!..
"ПОКОЙНИК"
- Ишь, раскатала смерть губу –
Натура, вишь ты, воровская…
Видали вы меня в гробу,
Но я – вперед всех пропускаю!..
Из гроба встал – домой гребу…
"ВДОВА"
- Уж будешь обогрет, обласкан!..
"ПОКОЙНИК"
- ...Видали вы меня в гробу,
А вот вам! – только после вас я!..
Привет соленому грибу!..
И шашлыку!.. И семге в масле!
Видали вы меня в гробу –
Но нет, уж! – только после вас я!..
("вдове)
– Щи там остались?..
"ВДОВА»
– Щас, Вань, посмотрим!..
ИЗВОЗЧИК
– "Mors immortalis...
Vita post mortem..."
______
«Samsonith longa, vita brevis!» – «Жизнь коротка, Самсоныч – вечен!» (лат.)
* «Est rerum omnium, magister usus» – «Опыт – всему учитель» (лат.)
«...Театр Наций, открывший на этой неделе новый сезон, продолжает расширять жанровые рамки своего репертуара. В его афише появилось знаковое для российской музыкальной культуры название — «Женихи» Исаака Дунаевского, первая советская оперетта (во всяком случае, так принято считать) и веселый, и театрально «вкусный» срез жизни эпохи НЭПа…
На сцене не просто гроб, а гробище — в двух цветах и занимает буквально всю сцену. Жуткий атрибут похоронного ритуала стал символом первой премьеры Театра Наций…
Постановкой анекдотической по своей сути истории режиссер Никита Гриншпун признается в любви к жанру оперетты. В спектакле много юмора, неожиданных сюжетных поворотов, смешных ситуаций и просто театрального хулиганства.
…Какой бы нелепой ни казалась сегодня вся эта история, продукт Театра Наций смотрится более чем оригинально. Режиссер сделал из нее почти цирк, эксцентрику с эпическим размахом. … Премьера прошла на «ура»……" ("МК")
В афише Театра наций появился спектакль, не имеющий аналогов в современном российском театральном процессе…
…завуалированное, но чрезвычайно темпераментное признание в любви эпохе Шкловского и Мейерхольда и вообще всему советскому авангарду 1920-х годов.
…сюжет о массовом сватовстве к вдове зажиточного трактирщика существует лишь как повод увлечь артистов и зрителя виртуозной театральной игрой, наблюдать за которой одно удовольствие и для так называемой широкой публики (в стартовавшем сезоне этой постановке уготована судьба потенциального кассового хита), и для профессионального сообщества (ему авторы адресуют отдельную порцию гэгов). «Женихи» создают неожиданный для российской театральной ситуации прецедент: поставленный на как будто бесконечно далеком от современности материале и говорящий с залом на вполне традиционном языке, этот спектакль оказывается в конечном счете едва ли не самым живым и талантливым зрелищем из числа тех, что можно увидеть на сегодняшней столичной сцене…» ("Коммерсантъ")