Покойник в доме – не к добру... /  Юрий Юрченко Youri
23.09.2012 22:37:00
.


(Номер к музыкальному спектаклю Театра Наций «ЖЕНИХИ» (муз. Исаака Дунаевского)

[pic:rian.jpg]


.

Действие спектакля «крутится» вокруг сватовства к новоиспеченной
вдове зажиточного трактирщика (в финале чудесно воскресшего) незадачливых
пятерых женихов. Гробовщик, бильярдный маркер, дьякон, извозчик и повар
сватаются к вдове усопшего трактирщика Аграфене Саввишне.
Материальных мотивов никто не скрывает, промеж собой интригуют, попадают
в комический переплет. В матримониальную компанию то и дело врезается
советско-коммунальная идеология с дележкой метража, уплотнением и бюрократической
волокитой...

Всё действие укладывается в один день: поминки «органично» перетекли
в свадьбу, – в рез-те непродолжительной, но ожесточенной борьбы между «женихами»,
победу одержал маркер, восседающий во главе стола (уже в пиджаке «покойника»).
В разгар «свадебного застолья», неожиданно для всех, появляется «покойник»…

              Финальная сцена «Воскрешение».



              В сцене участвуют:
"ПОКОЙНИК" – трактирщик Иван Самсоныч
"ВДОВА" – Аграфена Саввишна (Груша);
"ЖЕНИХИ" – гробовщик, дьякон, извозчик и повар;
главный претендент на руку вдовы –
бильярдный маркер Роман Казимирович Гусь-Плешаковский;
подмастерья гробовщика.




              «ПОКОЙНИК»
- Дай съесть, вдова, чего-нибудь
Супругу – вот он! – на пороге!..
Вчера набрался так, что чуть
Не протянул сегодня ноги…

Дуди, трубач, в свою трубу:
Покойный муж – к жене вернулся! –
Видал я всех всегда в гробу,
А нынче – сам в гробу проснулся…

              ПОП
- Покойник в доме – не к добру!..

              «ПОКОЙНИК»
              ("вдове")
- Скажи попу, чтобы заткнулся!..
Видал я всех всегда в гробу,
А нынче – сам чуть не загнулся…

              ПОП
- Изыди!..
              ИЗВОЗЧИК
              – Труп пришел к жене!..

              ГРОБОВЩИК
– А так не скажешь, что он помер…

              ПОВАР
- Не по себе, вдруг, что-то мне…

              ПОП
- Нечистый отчебучил номер!..

              «ПОКОЙНИК»
- ...Нет, смерти я – не по зубам!
«В последний путь!..» А я – проснулся:
Такой тут подняли бедлам,
Что я в гробу перевернулся!

              «ВДОВА»
              (маркеру)
- Гусь, ну-ка, ущипни меня…

              МАРКЕР
- Сдурела? – при живом-то муже!..

              ГРОБОВЩИК
- Жив или мертв, – жених не я!

              ИЗВОЗЧИК
- Товарищ труп! Вам хто здесь нужен?

Поп первым из «женихов» начинает соображать, что произошло


              ПОП
- Вот вам пример Господних дел:
Что крест животворящий может, –
Молился – лба я не жалел,
И он услышал, Святый Боже!..

Ох, нелегко пришлось тут мне,
Но: «Верьте мне!..» – Он говорит нам, –
И ты воскрес, Иван, зане
Он внял, Господь, моим молитвам!

              «ВДОВА»
              (бросаясь к «покойнику»)
- Я знала, Ваня, ты – живой!
И что придешь ко мне еще ты!...
А не вернулся б –
              день-другой –
И я – свела бы с жизнью счеты!..

Весь день мечусь тут, среди стен,
Какой-то… раненою ланью…
Нет! – я не верила им всем! –
Я знала: ты вернешься, Ваня!

____

              ПОДМАСТЕРЬЯ ГРОБОВЩИКА:
              – Зря, что ль, старались –
              гроб-то с комфортом?..
              ИЗВОЗЧИК
              – «Mors immortalis...
              Vita post mortem"… *


              МАРКЕР
- Родной!.. Самсоныч!.. Старый друг!.. –
Казалось бы: ну, что случилось? –
Жил человек, и – помер, вдруг,
А будто – солнце закатилось!..

И захотелось, Ваня, так
Потрогать всё, в чем был ты счастлив!..
К примеру, твой надеть пиджак,
Чтоб ощутить тебя отчасти…

              ГРОБОВЩИК
– От счастья звон, Вань, в голове:
Усоп, и, вдруг – воскрес обратно…
А я, тут, гроб твоей вдове
Решил, вообще, отдать бесплатно! -

Я душу ведь вложил в твой гроб,
Травы насыпал в изголовье –
Помягче, подушистей чтоб… –
Со всей моей к тебе любовью…

              ПОВАР
- ...А мы тут, вишь, поминки, Вань,
С таким устроили размахом!..
Садись, возьми стакан – помянь
И ты покойника, мир праху…

В руках не держится черпак –
В таком, поверишь, катаклизьме…
Но я всё приготовил так
Как ты, Иван, любил при жизни…

              ИЗВОЗЧИК
- Самсоныч! Съездил на тот свет? –
Ну, как тут в чудо не поверишь?!
Ты вечно будешь жить, сосед! –
«Samsonith longa, vita brevis!» –

Я, Ваня, всё видал, кажись,
Но первый раз – такой вот случай…
«Est rerum omnium…» (мол, жизнь…)
“…Magister usus» (…всех нас учит). *



              "ВДОВА"
- …А ты лежишь, такой, в гробу –
Красив – не передать словами!..
Поп над тобой: «Бу-бу, бу-бу…»
А я не верила им, Ваня!..

              "ПОКОЙНИК"
- Ишь, раскатала смерть губу –
Натура, вишь ты, воровская…
Видали вы меня в гробу,
Но я – вперед всех пропускаю!..

Из гроба встал – домой гребу…

              "ВДОВА"
- Уж будешь обогрет, обласкан!..

              "ПОКОЙНИК"
- ...Видали вы меня в гробу,
А вот вам! – только после вас я!..

Привет соленому грибу!..
И шашлыку!.. И семге в масле!
Видали вы меня в гробу –
Но нет, уж! – только после вас я!..

              ("вдове)
              – Щи там остались?..

              "ВДОВА»
              – Щас, Вань, посмотрим!..

              ИЗВОЗЧИК
              – "Mors immortalis...
              Vita post mortem..."


______

  • «Mors immortalis… Vita post mortem…» – «Мертвые – бессмертны… Жизнь после смерти…» (лат.)


    «Samsonith longa, vita brevis!» – «Жизнь коротка, Самсоныч – вечен!» (лат.)

    *
    «Est rerum omnium, magister usus» – «Опыт – всему учитель» (лат.)
  • Из прессы:
    «...Театр Наций, открывший на этой неделе новый сезон, продолжает расширять жанровые рамки своего репертуара. В его афише появилось знаковое для российской музыкальной культуры название — «Женихи» Исаака Дунаевского, первая советская оперетта (во всяком случае, так принято считать) и веселый, и театрально «вкусный» срез жизни эпохи НЭПа…
    На сцене не просто гроб, а гробище — в двух цветах и занимает буквально всю сцену. Жуткий атрибут похоронного ритуала стал символом первой премьеры Театра Наций…
    Постановкой анекдотической по своей сути истории режиссер Никита Гриншпун признается в любви к жанру оперетты. В спектакле много юмора, неожиданных сюжетных поворотов, смешных ситуаций и просто театрального хулиганства.
    …Какой бы нелепой ни казалась сегодня вся эта история, продукт Театра Наций смотрится более чем оригинально. Режиссер сделал из нее почти цирк, эксцентрику с эпическим размахом. … Премьера прошла на «ура»……" ("МК")
    В афише Театра наций появился спектакль, не имеющий аналогов в современном российском театральном процессе…
    …завуалированное, но чрезвычайно темпераментное признание в любви эпохе Шкловского и Мейерхольда и вообще всему советскому авангарду 1920-х годов.
    …сюжет о массовом сватовстве к вдове зажиточного трактирщика существует лишь как повод увлечь артистов и зрителя виртуозной театральной игрой, наблюдать за которой одно удовольствие и для так называемой широкой публики (в стартовавшем сезоне этой постановке уготована судьба потенциального кассового хита), и для профессионального сообщества (ему авторы адресуют отдельную порцию гэгов). «Женихи» создают неожиданный для российской театральной ситуации прецедент: поставленный на как будто бесконечно далеком от современности материале и говорящий с залом на вполне традиционном языке, этот спектакль оказывается в конечном счете едва ли не самым живым и талантливым зрелищем из числа тех, что можно увидеть на сегодняшней столичной сцене…» ("Коммерсантъ")
    23.09.2012
    просмотры: 9691
    голоса: 3
    золотой фонд: 0
    комментарии: 9
    Юрий Юрченко Youri
    Комментарии