Гладиатор / Юрий Юрченко Youri
13.09.2015 22:52:00
13 сентября 1914 года, в Париже, на Монмартре, в бедной еврейской семье, эмигрировавшей из России еще до революции, родился АНРИ КОГАН – легенда французского спорта и французского кино.
С детства он занимался различными видами спорта (легкая атлетика, футбол, бокс, борьба) и – во всех очень быстро добился высоких результатов. Однажды, он защитил в уличной драке мальчишку, который был младше его на несколько лет. Анри привел этого пацана в спортзал и стал его спортивным наставником и старшим другом. Мальчишку звали Лино Вентура.
Во время немецкой оккупации, профессиональный спорт был запрещен для французов. Им обоим – Анри и Лино – пришлось скрываться: Анри – как еврею, а Лино, у которого не было тогда французского гражданства – как дезертиру из итальянской армии. Скрывались они оба в стиле французских фильмов о войне: их друзья прятали их в самом центре Парижа, в спортзале на рю Вожирар, где они помогали немецким офицерам поддерживать спортивную форму и – тренировались сами. Лино почти не выходил в город, Анри же, «справив» себе поддельные документы, работал «велотаксистом» – возил по Парижу тех же немецких офицеров на своем трехколесном велосипеде. Его пассажиры и не подозревали, что под крышками их сиденья часто лежали газеты и листовки Сопротивления, которые Анри развозил по городу.
Как только Париж был освобожден, Анри и Лино сразу же вернулись в профессиональный спорт. Кэтч (catch, вид профессиональной борьбы, в которой разрешены разнообразные приемы: подножки, захваты, удары и др.), которым они оба занимались, был очень популярен во Европе, в Париже матчи проходили в знаменитом «Зимнем цирке» и неизменно собирали аншлаги. Одним из горячих поклонников молодых спортсменов был Жан Габен.
Мать Анри, Эстер-Двойра, 13-летняя сестра Кристиана и его старший брат Раймон, выданные полиции консьержем, были отправлены в Германию, и там, в Аушвице, были сожжены в газовых печах.
Анри быстро становится чемпионом Франции, и Лино – чемпионом Италии, затем Лино становится чемпионом Европы, но Анри, в 1950-м, забирает у него этот титул, причем, этот матч стал судьбоносным для Лино: Анри провел бросок, в результате которого Лино неудачно приземлился и сломал себе ногу. Анри (он, ко всему, еще и профессиональный кинезитерапевт) тут же, на ринге, вправляет ногу друга, но… карьера борца для Лино закончена. Габен предлагает ему попробовать себя в кино. Через какое-то время, и Анри, после очередной травмы, переходит на тренерскую работу. Его приглашают поставить драку в одном из гангстерских фильмов. Очень быстро Анри понимает, что всё, что связано во франц-м кино с исполнением трюков, драк – находится на случайном, любительском уровне. Он становится основателем французской каскадерской школы.
Когда, в 1960 г., друг Анри, режиссер Бернар Бордери приглашает его постановщиком драк в «Три мушкетера», Анри принимает предложение с одним обязательным условием: за два месяца до начала съемок в его распоряжение должны быть отданы все актеры, которые будут исполнять в фильме трюки. Актеры были заняты в своих театрах, и вырвать их на два месяца, на юг Франции (где тогда располагалась кинокомпания Films Borderie) – это было нереально. Тем не менее, Бордери пошел на это условие.
Анри поставил драки в «Трех мушкетерах» (фильм, к слову, до сих пор считается лучшим из нескольких десятков киноверсий этого романа Дюма) и сыграл там же одного из четырех мушкетерских слуг – Мушкетона.
В следующих фильмах Бордери – «Шевалье де Пардайан», в серии «Анжелик», Анри ставит драки и сам в них играет злодеев, в последнем фильме серии, «Анжелика и султан», он играет друга Жофрея – Симона Больбека.
Всего на счету у Анри (как у постановщика драк, трюков и актера) – около 170 фильмов. Он работал с Бернаром Бордери, Жоржем Лотнером, Жераром Баррэ, Ги Делормом, Жаном Маре, Жаном Габеном, Бриджит Бардо, Лино Вентурой, Милен Демонжо, Мишель Мерсье, Аленом Делоном, Жан-Полем Бельмондо, Робером Оссейном, Мирей Дарк, Робертом Митчумом, Родом Тейлером, Кэтрин Хепбурн, Юлом Бринером, Ричардом Чемберленом, Дональдом Плезенсом, Хорстом Буххольцем и т.д. Со многими из них он дружил. Его приглашали ставить трюковые сцены (régler les bagarres) киностудии ФРГ, Англии, Италии, Гонконга…
Жан Габен сказал: «Французское кино обязано французскому спорту двумя фигурами – Лино Вентурой и Анри Коганом».
…Когда-то, мальчишкой, в таежном поселке, я пробирался без билета в клубный зал, точнее даже, не в зал, а на сцену – ЗА экран, с другой его стороны (все было точно так же видно, только – наоборот, слева направо), ложился там с другими пацанами на пол и с восторгом, в 20-й раз, смотрел драки в «Трех мушкетерах», в «Анжелике»… Для нас, колымских пацанов, и Москва-то, с Кремлем и с мавзолеем Ленина – была недосягаемой мечтой, а Париж, Франция – это вообще было где-то… за пределами воображения… Я и представить себе не мог, что когда-нибудь, я каким-либо образом соприкоснусь с этим сказочным миром.
…Мы сидели втроем – я, Дани и ее отец, величественный, седой красавец, легендарный Анри Коган. Мы только что закончили ужинать в кафе, рядом с тем самым «Зимним цирком», в котором они с Лино когда-то забирали поочередно друг у друга чемпионские пояса, где публика называла Анри: «Наш шушу [любимчик]!», а в зале, в первых рядах сидели Жан Габен, Марсель Сердан, Эдит Пиаф…
Во время ужина (это была первая моя встреча с Анри), весь вечер, он наблюдал за мной, присматривался…
«Фистон [сынок], – сказал мне Анри, когда мы вышли из кафе, – я тебе доверяю самое дорогое, что у меня есть – свою дочь.»
А потом были еще десять лет, которые мы прожили рядом с ним. По субботам мы ужинали вместе – или он приезжал к нам, на бульвар Сан-Марсель, или мы ехали к нему, в Булонь-Бийанкур (ему было удобно там жить: рядом с его домом был «Булонский лес» и большой стадион, где он занимался каждый день со своими учениками – обожающими его спортсменами и юными каскадерами). Он брал нас на ритуальные встречи (на «бато-муш») со своими товарищами-соперниками по рингу, пожилыми изувеченными гладиаторами (документальный фильм о них так и назывался – «Гладиаторы»), где один из этих добродушных «циклопов» говорил мне: «Ты ж понимаешь… у нас ведь очень интеллектуальный вид спорта… Тут думать надо… К примеру, ты выбрасываешь соперника за канаты, но ты же не можешь его выбросить просто так, нет – ты должен успеть просчитать всё, чтобы он упал на дорогую шубу…». Иногда мы выбирались, все вместе, в театр, на премьеру какой-нибудь «Парижской жизни», где он знакомил меня с еще одним седым красавцем – Жаном Марэ, или с другими своими товарищами…
Он умер у меня на руках, 23 сентября 2003 года.
P.S.
О том, что на Донбассе мой позывной был – «Анри», Дани узнала только из французских газет, когда я был уже в плену.
[pic:1.jpg]
Афиша, объявляющая бои на арене цирка в г. Реймс, (Шампань-Арденны). 6 ноября 1948 г.
Под именем Анри КОГАНА написано: «Самый популярный борец Франции"
[pic:2.jpg]
Анри КОГАН, конец 40-х...
[pic:2a.jpg]
Афиша:
"Французская Федерация Борьбы. Цирк города Реймс. Суббота, 12 ноября 1949 г., в 20ч.45.мин.
КЭТЧ
ВОЗВРАЩЕНИЕ «ЛЮБИМЦА ПУБЛИКИ» АНРИ КОГАНА
(в центре)
Большой МЕЖДУНАРОДНЫЙ БОЙ в среднем весе
Чемпион Франции АНРИ КОГАН
против
Чемпиона Италии ЛИНО ВЕНТУРЫ.
[pic:2b.jpg]
Анри КОГАН
[pic:3.ventura.jpg]
Лино ВЕНТУРА
[pic:4.jpg]
Кадр из фильма ««Peter Voss, der Millionendieb»("Петер Фосс, похититель миллионов"). 1958, ФРГ
Henri Cogan (в глубине) – Oттo
[pic:4a.jpg]
Текст:
"Французская актриса Бриджит Бардо и актер/каскадер Генри Коган на съемках фильма "La Parisienne» ("Парижанка"). 1958
Во французском журнале, эта фотография сопровождалась текстом:
"Теперь наша «Б.Б.» (БиБи), благодаря нашему чемпиону Анри Когану, свернет челюсть любому!"
[pic:4aa.jpg]
Анри КОГАН на тренировке в школе каскадеров.
[pic:4b.jpg]
Сильвия СОЛАР (Silvia Solar) – Wilma de Loy и Анри КОГАН – Bruce
в фильме «Mordnacht in Manhattan» (1965) ФРГ/Франция,
[pic:5.jpg]
Подготовительный период к съемкам «Трех мушкетеров».
Актеры, занятые в фильме, под руководством Анри КОГАНА, входят в рабочую форму».
Бургундия, 1961.
[pic:6.jpg]
Мушкетерские слуги:
Базен – Андре ВЕБЕР, Мушкетон – Анри КОГАН, Планше – Жан КАРМЭ, Гримо – Жак СЕЙЛЕР
[pic:7.jpg]
Щас кого-то будут бить...
[pic:8..jpg]
Верхнее фото – Merveilleuse Angélique ("Прекрасная Анжелика"),1964,
Анри КОГАН – «Cul-de-Bois» ("Дубовый зад")
Нижнее фото – Angélique et le sultan ("Анжелика и султан"), 1967
Анри КОГАН – Simon Bolbec (Симон Больбек),
Робер ОССЕЙН – Жофрей де Пейрак.
[pic:06k.jpg]
Angélique et le sultan ("Анжелика и султан"), 1967
Анри КОГАН – Симон Больбек
[pic:9.mordniht in manhatten.jpg]
Анри КОГАН – Bruce (справа)в фильме «Mordnacht in Manhattan» (1965) ФРГ/Франция.
[pic:10.jpg]
"Ликвидатор" ("The Liquidator"), 1965, Великобритания, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
Анри КОГАН – Яков (Yakov)
[pic:11.coganhenri19671.jpg]
Кажется, это из фильма «Fleur d'oseille» (1967)
Анри – Riton Godot
На фотографии – подпись Анри Когана:
"Pere Cogan" ("Отец Коган)
[pic:800px-les_tontons_flingueurs-shotgun-2.jpg]
"Les_tontons_flingueurs" (1967) ("Дядюшки-гангстеры")
Анри КОГАН – Фредди
[pic:12a.jpg]
Страница из книги Жоржа Лотнера. Фрагмент главы, посвященной Анри КОГАНУ
С детства он занимался различными видами спорта (легкая атлетика, футбол, бокс, борьба) и – во всех очень быстро добился высоких результатов. Однажды, он защитил в уличной драке мальчишку, который был младше его на несколько лет. Анри привел этого пацана в спортзал и стал его спортивным наставником и старшим другом. Мальчишку звали Лино Вентура.
Во время немецкой оккупации, профессиональный спорт был запрещен для французов. Им обоим – Анри и Лино – пришлось скрываться: Анри – как еврею, а Лино, у которого не было тогда французского гражданства – как дезертиру из итальянской армии. Скрывались они оба в стиле французских фильмов о войне: их друзья прятали их в самом центре Парижа, в спортзале на рю Вожирар, где они помогали немецким офицерам поддерживать спортивную форму и – тренировались сами. Лино почти не выходил в город, Анри же, «справив» себе поддельные документы, работал «велотаксистом» – возил по Парижу тех же немецких офицеров на своем трехколесном велосипеде. Его пассажиры и не подозревали, что под крышками их сиденья часто лежали газеты и листовки Сопротивления, которые Анри развозил по городу.
Как только Париж был освобожден, Анри и Лино сразу же вернулись в профессиональный спорт. Кэтч (catch, вид профессиональной борьбы, в которой разрешены разнообразные приемы: подножки, захваты, удары и др.), которым они оба занимались, был очень популярен во Европе, в Париже матчи проходили в знаменитом «Зимнем цирке» и неизменно собирали аншлаги. Одним из горячих поклонников молодых спортсменов был Жан Габен.
Мать Анри, Эстер-Двойра, 13-летняя сестра Кристиана и его старший брат Раймон, выданные полиции консьержем, были отправлены в Германию, и там, в Аушвице, были сожжены в газовых печах.
Анри быстро становится чемпионом Франции, и Лино – чемпионом Италии, затем Лино становится чемпионом Европы, но Анри, в 1950-м, забирает у него этот титул, причем, этот матч стал судьбоносным для Лино: Анри провел бросок, в результате которого Лино неудачно приземлился и сломал себе ногу. Анри (он, ко всему, еще и профессиональный кинезитерапевт) тут же, на ринге, вправляет ногу друга, но… карьера борца для Лино закончена. Габен предлагает ему попробовать себя в кино. Через какое-то время, и Анри, после очередной травмы, переходит на тренерскую работу. Его приглашают поставить драку в одном из гангстерских фильмов. Очень быстро Анри понимает, что всё, что связано во франц-м кино с исполнением трюков, драк – находится на случайном, любительском уровне. Он становится основателем французской каскадерской школы.
Когда, в 1960 г., друг Анри, режиссер Бернар Бордери приглашает его постановщиком драк в «Три мушкетера», Анри принимает предложение с одним обязательным условием: за два месяца до начала съемок в его распоряжение должны быть отданы все актеры, которые будут исполнять в фильме трюки. Актеры были заняты в своих театрах, и вырвать их на два месяца, на юг Франции (где тогда располагалась кинокомпания Films Borderie) – это было нереально. Тем не менее, Бордери пошел на это условие.
Анри поставил драки в «Трех мушкетерах» (фильм, к слову, до сих пор считается лучшим из нескольких десятков киноверсий этого романа Дюма) и сыграл там же одного из четырех мушкетерских слуг – Мушкетона.
В следующих фильмах Бордери – «Шевалье де Пардайан», в серии «Анжелик», Анри ставит драки и сам в них играет злодеев, в последнем фильме серии, «Анжелика и султан», он играет друга Жофрея – Симона Больбека.
Всего на счету у Анри (как у постановщика драк, трюков и актера) – около 170 фильмов. Он работал с Бернаром Бордери, Жоржем Лотнером, Жераром Баррэ, Ги Делормом, Жаном Маре, Жаном Габеном, Бриджит Бардо, Лино Вентурой, Милен Демонжо, Мишель Мерсье, Аленом Делоном, Жан-Полем Бельмондо, Робером Оссейном, Мирей Дарк, Робертом Митчумом, Родом Тейлером, Кэтрин Хепбурн, Юлом Бринером, Ричардом Чемберленом, Дональдом Плезенсом, Хорстом Буххольцем и т.д. Со многими из них он дружил. Его приглашали ставить трюковые сцены (régler les bagarres) киностудии ФРГ, Англии, Италии, Гонконга…
Жан Габен сказал: «Французское кино обязано французскому спорту двумя фигурами – Лино Вентурой и Анри Коганом».
…Когда-то, мальчишкой, в таежном поселке, я пробирался без билета в клубный зал, точнее даже, не в зал, а на сцену – ЗА экран, с другой его стороны (все было точно так же видно, только – наоборот, слева направо), ложился там с другими пацанами на пол и с восторгом, в 20-й раз, смотрел драки в «Трех мушкетерах», в «Анжелике»… Для нас, колымских пацанов, и Москва-то, с Кремлем и с мавзолеем Ленина – была недосягаемой мечтой, а Париж, Франция – это вообще было где-то… за пределами воображения… Я и представить себе не мог, что когда-нибудь, я каким-либо образом соприкоснусь с этим сказочным миром.
…Мы сидели втроем – я, Дани и ее отец, величественный, седой красавец, легендарный Анри Коган. Мы только что закончили ужинать в кафе, рядом с тем самым «Зимним цирком», в котором они с Лино когда-то забирали поочередно друг у друга чемпионские пояса, где публика называла Анри: «Наш шушу [любимчик]!», а в зале, в первых рядах сидели Жан Габен, Марсель Сердан, Эдит Пиаф…
Во время ужина (это была первая моя встреча с Анри), весь вечер, он наблюдал за мной, присматривался…
«Фистон [сынок], – сказал мне Анри, когда мы вышли из кафе, – я тебе доверяю самое дорогое, что у меня есть – свою дочь.»
А потом были еще десять лет, которые мы прожили рядом с ним. По субботам мы ужинали вместе – или он приезжал к нам, на бульвар Сан-Марсель, или мы ехали к нему, в Булонь-Бийанкур (ему было удобно там жить: рядом с его домом был «Булонский лес» и большой стадион, где он занимался каждый день со своими учениками – обожающими его спортсменами и юными каскадерами). Он брал нас на ритуальные встречи (на «бато-муш») со своими товарищами-соперниками по рингу, пожилыми изувеченными гладиаторами (документальный фильм о них так и назывался – «Гладиаторы»), где один из этих добродушных «циклопов» говорил мне: «Ты ж понимаешь… у нас ведь очень интеллектуальный вид спорта… Тут думать надо… К примеру, ты выбрасываешь соперника за канаты, но ты же не можешь его выбросить просто так, нет – ты должен успеть просчитать всё, чтобы он упал на дорогую шубу…». Иногда мы выбирались, все вместе, в театр, на премьеру какой-нибудь «Парижской жизни», где он знакомил меня с еще одним седым красавцем – Жаном Марэ, или с другими своими товарищами…
Он умер у меня на руках, 23 сентября 2003 года.
P.S.
О том, что на Донбассе мой позывной был – «Анри», Дани узнала только из французских газет, когда я был уже в плену.
[pic:1.jpg]
Афиша, объявляющая бои на арене цирка в г. Реймс, (Шампань-Арденны). 6 ноября 1948 г.
Под именем Анри КОГАНА написано: «Самый популярный борец Франции"
[pic:2.jpg]
Анри КОГАН, конец 40-х...
[pic:2a.jpg]
Афиша:
"Французская Федерация Борьбы. Цирк города Реймс. Суббота, 12 ноября 1949 г., в 20ч.45.мин.
КЭТЧ
ВОЗВРАЩЕНИЕ «ЛЮБИМЦА ПУБЛИКИ» АНРИ КОГАНА
(в центре)
Большой МЕЖДУНАРОДНЫЙ БОЙ в среднем весе
Чемпион Франции АНРИ КОГАН
против
Чемпиона Италии ЛИНО ВЕНТУРЫ.
[pic:2b.jpg]
Анри КОГАН
[pic:3.ventura.jpg]
Лино ВЕНТУРА
[pic:4.jpg]
Кадр из фильма ««Peter Voss, der Millionendieb»("Петер Фосс, похититель миллионов"). 1958, ФРГ
Henri Cogan (в глубине) – Oттo
[pic:4a.jpg]
Текст:
"Французская актриса Бриджит Бардо и актер/каскадер Генри Коган на съемках фильма "La Parisienne» ("Парижанка"). 1958
Во французском журнале, эта фотография сопровождалась текстом:
"Теперь наша «Б.Б.» (БиБи), благодаря нашему чемпиону Анри Когану, свернет челюсть любому!"
[pic:4aa.jpg]
Анри КОГАН на тренировке в школе каскадеров.
[pic:4b.jpg]
Сильвия СОЛАР (Silvia Solar) – Wilma de Loy и Анри КОГАН – Bruce
в фильме «Mordnacht in Manhattan» (1965) ФРГ/Франция,
[pic:5.jpg]
Подготовительный период к съемкам «Трех мушкетеров».
Актеры, занятые в фильме, под руководством Анри КОГАНА, входят в рабочую форму».
Бургундия, 1961.
[pic:6.jpg]
Мушкетерские слуги:
Базен – Андре ВЕБЕР, Мушкетон – Анри КОГАН, Планше – Жан КАРМЭ, Гримо – Жак СЕЙЛЕР
[pic:7.jpg]
Щас кого-то будут бить...
[pic:8..jpg]
Верхнее фото – Merveilleuse Angélique ("Прекрасная Анжелика"),1964,
Анри КОГАН – «Cul-de-Bois» ("Дубовый зад")
Нижнее фото – Angélique et le sultan ("Анжелика и султан"), 1967
Анри КОГАН – Simon Bolbec (Симон Больбек),
Робер ОССЕЙН – Жофрей де Пейрак.
[pic:06k.jpg]
Angélique et le sultan ("Анжелика и султан"), 1967
Анри КОГАН – Симон Больбек
[pic:9.mordniht in manhatten.jpg]
Анри КОГАН – Bruce (справа)в фильме «Mordnacht in Manhattan» (1965) ФРГ/Франция.
[pic:10.jpg]
"Ликвидатор" ("The Liquidator"), 1965, Великобритания, Metro-Goldwyn-Mayer (MGM)
Анри КОГАН – Яков (Yakov)
[pic:11.coganhenri19671.jpg]
Кажется, это из фильма «Fleur d'oseille» (1967)
Анри – Riton Godot
На фотографии – подпись Анри Когана:
"Pere Cogan" ("Отец Коган)
[pic:800px-les_tontons_flingueurs-shotgun-2.jpg]
"Les_tontons_flingueurs" (1967) ("Дядюшки-гангстеры")
Анри КОГАН – Фредди
[pic:12a.jpg]
Страница из книги Жоржа Лотнера. Фрагмент главы, посвященной Анри КОГАНУ