"Беги от мертвого покоя!.." /  Юрий Юрченко Youri
18.09.2021 21:16:00
.



                          * * *




Ночь. Спит постоялый двор... В луче света – С ы н-«П о э т», склонившийся с пером
над белым листом бумаги... Он дописывает строку, ставит точку, поднимает голову,
вдохновенно читает...

С ы н – «п о э т» :

«...Проснись!.. Ты видишь — ночью звездной
Тень иноходца над рекою...
Найди свой меч. Пока не поздно —
Беги от мертвого покоя!..»

...Дон Кихот вскакивает, проснувшись, в постели...

«...И вздрогнул вдруг в полночный час
Дон Дьего Перес де Варгас!..»

...Дон Кихот смотрит на спящую рядом Альдонсу...

(все так же вдохновенно)

«...Бесстрашным — трижды храбрым — можешь быть,
Но з д е с ь — бессильно мужество твое;
И страсть любовную ты можешь победить
Лишь бегством от нее!..»

Дон Кихот встает с постели, ищет что-то под кроватью, находит, это — портрет Дульсинеи.
Он смахивает с него бережно пыль, смотрит на портрет...

Д о н К и х о т (обращаясь к портрету, страстно) :

...Реки огненные по ущельям бурлят пусть и пенятся, —
Для тебя я открою любой неприступный Сезам...
Я добуду для тебя Аравийского Феникса,
Венец Ариадны и редчайший панкайский бальзам!..

(подходит к окну, смотрит в ночное небо)

...Сестра моя звездная, Малая Медведица!..
Рано или поздно, но — нам с тобою — встретиться!..
И снимешь ты с меня тяжелые латы,
И раны мои залечишь, и чашу мою наполнишь,
И я прочту по линии твоей левой лапы,
Что пришла ко мне
                          Вечная Полночь...

...Делает шаг к двери, но вдруг еще раз оглядывается и замирает, глядя на спящую А л ь д о н с у...

...В это же время, в другом углу сцены, луч света «выхватывает» С ы н а-«р ы ц а р я»
и 2-ю с л у ж а н к у. Они лежат в постели. Сын-«рыцарь» разнимает ее объятия, встает.

С ы н – «р ы ц а р ь» (зевая)

...И трудно устоять пред лаской женской...
Там — ...
                          (делает неопределенный жест рукой)

                          ...холод, ночь, а тут — постель согрета...

Девушка берет его за руку, пытаясь удержать его, но он отталкивает ее.
(Ей, сурово)

...Но, чтоб достигнуть вечного блаженства —
Исчезнуть должен рыцарь до рассвета!..

«Исчезает».
Свет с них уходит...


...Почти одновременно с Сыном-«рыцарем», Дон Кихот выходит из своей комнаты.

Д о н К и х о т(кричит) :

...Санчо!.. Да где ты, чтоб тебя, право,
Взяли к себе Сатана и Варавва!..

Тут же спотыкается, наткнувшись на кого-то, лежащего под дверью. Человек, лежащий под дверью,
начинает ворочаться, кряхтеть: мы узнаем в нем С а н ч о.

С а н ч о :

...Ну что ж, уснул, чего же здесь орать?
Случалось и Иисусу задремать...

...Лишь вам не спится в такой час...

(глядя на дверь в комнату, понимающе подмигивает Дон Кихоту)

...А я уже представил вас:
В толедском красном колпаке,
В зеленом байковом камзоле,
С расходной книгою в руке...

Д о н К и х о т :

...С тоской вселенскою во взоре...

(решительным тоном отдает распоряжения)

...Уж заря занимается —
Меч подай и броню! —
Хватит с курами маяться
Боевому коню!..

Иноходец мой в перьях весь,
Я — в пуху, приручен!..
Где походная перевязь
С моим верным мечом?!.

С а н ч о (сокрушенно вздыхая) :

...Вот напасть-то!.. Вот обуза!..
Вновь бежит спасать кого-то...

Д о н К и х о т (поет, решительно расхаживая взад-вперед перед дверью) :

«... Погубила вас, французы,
Ронсевальская охота!..»

С а н ч о (направляясь в комнату, искать «меч и броню») :

...Причем тут Ронсевальская охота,
Когда нормальным людям спать охота...

Навстречу ему из комнаты выходит А л ь д о н с а. В руках у нее — кираса Дон Кихота.
Оглядываясь на них обоих, Санчо уходит искать остальную «броню». Некоторое время Альдонса
и Дон Кихот смотрят друг на друга, затем она протягивает Дон Кихоту кирасу...

С ы н – «п о э т» (закрыв глаза и аккомпанируя себе рукой с зажатым в ней пером) :

«...И кольчугу в дорогу ему принесла,
Выкованную богом кузнечного ремесла...»

...Альдонса, не сказав ни слова, поворачивается и уходит в комнату.

Дон Кихот остается один. Он хочет надеть кирасу на себя, но в это время, отделившись от стены,
навстречу ему выступает невидимая до сих пор темная фигура: это — Н е и з в е с т н ы й.
Какое-то мгновение они — Дон Кихот с кирасой в руках и Неизвестный — молча стоят
друг против друга, затем Неизвестный делает молниеносное движение рукой с мелькнувшей
в ней узкой и короткой полоской стали — Довн Кихот резко сгибается.

С ы н – «п о э т» :

«...И посмотрел вдруг с тоской на долину
Ангел на церкви святой Магдалины...»

Н е и з в е с т н ы й (глядя на Дон Кихота) :

...Драконы, великаны... — с этой мелочью
Работать иногда даже приятно...
Твоя же д е р з о с т ь, гонор этот...

(презрительно)
                          ...немощный,
И с т р а н с т в и я твои —
                          мне непонятны...

Уходит.

Дон Кихот стоит какое-то время согнувшись, держась руками за живот, затем отрывает руки —
на белой рубашке проступает красное пятно. Он поднимает кирасу, с трудом надевает ее на себя —
теперь пятна не видно.
Появляется Санчо с грудой железа в руках.
Дон Кихот, с помощью Санчо, одевается.

В луче света — Альдонса, в длинной белой рубашке.

2-й М е н е с т р е л ь :

«...Вчера еще лишь — гость, любовник, бражник,
Завоеватель сердца и венца...
... Стоит Дидона на дворцовой башне
И взглядом провожает беглеца...

...Вчера лишь — наваждение, мираж ли? —
Впервые подвели его к крыльцу...
...Стоит Дидона на дворцовой башне
И смотрит вслед безумцу и глупцу...

Дон Кихот и Санчо уходят.

...И мерный звук шагов его вчерашних
Еще разносит эхо по дворцу...
...Стоит Дидона на высокой башне,
Размазывая слезы по лицу...

Затемнение.
.

Случайно стер свою старую запись (фрагмент из "Дон Кихота"), и – восстанавливаю ее здесь.
18.09.2021
просмотры: 2167
голоса: 3
золотой фонд: 0
комментарии: 3
Юрий Юрченко Youri
Комментарии