Об эпигонстве. (Сипериада-3) /  Юрий Юрченко Youri
12.11.2021 01:47:00
.
«ЭПИГОНСТВО – в художественной лит-ре нетворческое следование традиционным образцам:
какому-либо лит-му направлению, жанру, стилю, индивидуальной манере; влечет за собой утрату
их былой содержательности, опустошение формы, автоматизацию приемов… <…> упрощение, вульгаризацию,
выхолащивание художественных канонов, стилей и форм… Источник Э. – угасание и распад тех или
иных идейно-культурных и
художественных концепций, которые перестают быть импульсом к творчеству и становятся объектом чисто
формального и бездумного воспроизведения… Это нередко определяется посторонними творчеству
мотивами (подчас связанными с феноменом нарастающего «омассовления» иск-ва): безотчетное или
сознательное стремление угодить литературной моде, подделаться под господствующий вкус.

Залог оригинального творчества, дающего всякий раз новое, непредсказуемое единство содержания и
формы, — движущаяся мысль, пережитая и прочувствованная творцом. В эпигонском же произведении,
построенном на искусственном и статичном сочленении г о т о в о г о, господствует механическая
«случайность», что ведет к использованию повествовательных и стилистических шаблонов,
к установке на внешние, технические эффекты. …Э. представляется прежде всего «рабской»
приверженностью установившимся (и успевшим стать шаблонными) правилам и нормам…»
(Лит-й Энциклопедический Словарь, М., «Сов. Энц-я», 1987)
____

В современной лит-ре, один из наиболее (из известных мне) наглядных образцов «эпигонства»
представляет собой творчество русско-израильского литератора Михаила Сипера.

Процитированное выше определение термина «эпигонство» относится почти к каждому (за редчайшим
исключением) стихотворению этого автора (см. опубликованные мною ранее примеры со стихами
М. Сипера «Я тебя так давно не встречаю...» и «Пустая комната», представляющими собой
эпигонское подражание стихотворениям «Сага» А. Вознесенского и «Кто ошибется? Кто угадает?»
М. Танича).

Несколько лет назад, одна моя хорошая знакомая, журналист Н.А., комментируя на одном из
сетевых форумов стихи М.Сипера, затрагивала уже тему эпигонства в связи с этим автором.

М. Сипер ответил ей, что она «в стихах абсолютно ничего не понимает», что его поэзия существует не
для кучки профессиональных критиков, а для широкого читателя, а с этим-то у него всё нормально, и
в доказательство привел названия двух десятков – от Н.Тагила до Иерусалима – фестивалей
и конкурсов бардовской песни, лауреатом которых, он, как автор стихов, является.

И М. Сипер тут не одинок. Десятки и сотни образцов эпигонского творчества пользуются устойчивым
читательским и зрительским спросом.

Объяснить этот «невероятный успех» можно, наверное, отчасти, тем, что эпигон (в нашем случае –
М. Сипер) следует (часто подсознательно) испытанным, проверенным временем образцам, которые, как
было сказано выше, уже были отработаны на массовом сознании и действуют беспроигрышно.

К примеру, есть известная песня из любимого кинофильма, или просто «пошедшая в народ», со
своеобычным размером, уже «запавшем» в народную душу, – и она, эта душа, будет теперь всегда,
подсознательно распознавать этот «запавший» в нее размер, и «отзываться» привычно на него. При
этом, основные мотивы оригинальной песни, при внешних обновлениях, сохраняются, – например,
в оригинальном тексте история была связана с железнодорожной темой, с п о е з д о м, с рельсами,
куда-то бегущими, – значит, наш эпигон всё застроит, скажем, на бегущем по рельсам т р а м в а е;
там, к примеру, про «в е с е н н и е_ г о д а» пелось – он про «о с е н н и е_ с н е г а»
вставит, там – «д у ш а_ п о л н а», – здесь – «н а п о л н е н ы_ с е р д ц а», – и всё, мы –
сами не зная почему, прочитав, вроде бы, впервые текст, чувствуем, что он нам такой необъяснимо
родной и близкий, и мы заявляем: «Может, там что-то и не так, а мне нравится!..»

[pic:siper2.jpg]

__

«…Маргинал, эпигон, эта рыбка-лоцман, во все времена неотрывный от истинного поэта, но в
трезвейшие из времен презираемый, на сей раз узаконился.» (С. Рассадин).
_______


ПРО СИПЕРА МИШУ:

Нашел свою "нишу";
Пьет. Не дебоширит.
По-тихому тырит, –
«Щипач» из безвредных…
. . . . . . . . . . . .

Анчаров для бедных.
.

12.11.2021
просмотры: 3001
голоса: 1
золотой фонд: 0
комментарии: 11
Юрий Юрченко Youri
Комментарии