Фрукты образования / Ирина Рогова Yucca
04.09.2007 15:27:00
Вчера, заехав к маме, застала ее и нашу 10-летнюю Дианку в математическом угаре. Дианка, выдав ответ, отказывалась изложить алгоритм, бабушка же, непреклонная как атлант, требовала подробного изложения. Для разрядки обстановки я полюбопытствовала задачкой. И, честно говоря, испытала замешательство.
До[pic:d1.jpg], и После [pic:d2.jpg],
Задача.
«Перед уходом из дома Саша наполнил водой чайник объемом 15 (!) литров и поставил его на включенную(!) плиту в плотно закрытой кухне(?!).
Объем кухни равен 25 тысяч литров(!). Через некоторое время объем воды в чайнике уменьшился в 3 раза. Чему равен объем выкипевшей воды?»
У меня живое воображение. Я представила мальчика Сашу, с пыхтением водружающего на плиту 15-литровый чайник. Посмотрела на свой 1,5- литровый и мысленно увеличила его в 10 раз. Н-да… Но это во-первых. А во-вторых, элементарная здравая логика и соблюдение техники безопасности рекомендуют сначала поставить чайник на плиту, и только потом ее включать. В-третьих, вызвала подозрение «плотно закрытая» кухня. Это чтобы лучше кипело? Хорошо, что мальчик Саша ушел, а не остался сидеть в плотно закрытой кухне ждать, когда выкипят 10 литров воды! Страшно представить, что могло бы стать с ребенком! А так только кухня, видимо, пострадала. Кухня, кстати, и является в этой задачке интригообразующим элементом. К чему составители заботливо предоставили данные о кухне водоизмещением в 15 мегалитров? Причем, не в каких-то там кубических метрах, а именно в литрах? Какое отношение эти кубо-литры имеют к решению задачи? Отвлекающий маневр, решила я, рассчитанный на неслабо-умных.
И имеет место быть эта задачка в «Летней тетради для будущих третьеклассников», М., изд. «Баласс», 2006, составители П.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др., Образовательная система-2100.
Там же есть тоже любопытная задача о том, как детишкам нужно добраться из дома до Казанского вокзала и они придумали 45 (!) способов, как это сделать. Я, конечно, уступаю по изобретательности современным детям и знаю только два способа: один бесплатный – пешком, и один платный – транспортом.
Моя приятельница на днях мне поведала о задаче по физике из школьного учебника. По условию задачи требовалось рассчитать скорость… пули! Влетевшей! В окно идущего поезда!!! И застрявшей в сиденье… Вот такие реалии. Не упоминается, был ли пассажир на этом месте, где прошла пуля.
Я шла домой и в голове у меня навязчиво вертелись строчки из Азбуки, которая была у моих девчонок в первом классе:
Сидел на елке Дятел,
стучал, стучал и спятил…
15.08.2007
До[pic:d1.jpg], и После [pic:d2.jpg],
Задача.
«Перед уходом из дома Саша наполнил водой чайник объемом 15 (!) литров и поставил его на включенную(!) плиту в плотно закрытой кухне(?!).
Объем кухни равен 25 тысяч литров(!). Через некоторое время объем воды в чайнике уменьшился в 3 раза. Чему равен объем выкипевшей воды?»
У меня живое воображение. Я представила мальчика Сашу, с пыхтением водружающего на плиту 15-литровый чайник. Посмотрела на свой 1,5- литровый и мысленно увеличила его в 10 раз. Н-да… Но это во-первых. А во-вторых, элементарная здравая логика и соблюдение техники безопасности рекомендуют сначала поставить чайник на плиту, и только потом ее включать. В-третьих, вызвала подозрение «плотно закрытая» кухня. Это чтобы лучше кипело? Хорошо, что мальчик Саша ушел, а не остался сидеть в плотно закрытой кухне ждать, когда выкипят 10 литров воды! Страшно представить, что могло бы стать с ребенком! А так только кухня, видимо, пострадала. Кухня, кстати, и является в этой задачке интригообразующим элементом. К чему составители заботливо предоставили данные о кухне водоизмещением в 15 мегалитров? Причем, не в каких-то там кубических метрах, а именно в литрах? Какое отношение эти кубо-литры имеют к решению задачи? Отвлекающий маневр, решила я, рассчитанный на неслабо-умных.
И имеет место быть эта задачка в «Летней тетради для будущих третьеклассников», М., изд. «Баласс», 2006, составители П.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева и др., Образовательная система-2100.
Там же есть тоже любопытная задача о том, как детишкам нужно добраться из дома до Казанского вокзала и они придумали 45 (!) способов, как это сделать. Я, конечно, уступаю по изобретательности современным детям и знаю только два способа: один бесплатный – пешком, и один платный – транспортом.
Моя приятельница на днях мне поведала о задаче по физике из школьного учебника. По условию задачи требовалось рассчитать скорость… пули! Влетевшей! В окно идущего поезда!!! И застрявшей в сиденье… Вот такие реалии. Не упоминается, был ли пассажир на этом месте, где прошла пуля.
Я шла домой и в голове у меня навязчиво вертелись строчки из Азбуки, которая была у моих девчонок в первом классе:
Сидел на елке Дятел,
стучал, стучал и спятил…
15.08.2007